Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Было ли в советском кино фэнтези?

Оглавление

С точки зрения американской классификации определенно было. В силу исторических обстоятельств под термином "фэнтези" на постсоветском пространстве понимается совершенно определенная литературная и кино- продукция. Говард, Толкиен, Желязны и их позднейшие эпигоны, а также похожие на их сочинения фильмы, действие которых происходит в вымышленных вселенных, отчасти основанных на средневековом европейском фольклоре.

Согласно англо-американской классификации, а термин "фэнтези" пришел из англоязычного мира, ситуация несколько иная. Под фэнтези понимается любое художественное произведение, сюжет которого подчиняется законам невозможного с точки зрения актуального научного знания. Под фантастикой, напротив, понимается что-то маловероятное, но теоретически возможное. Именно по этой причине в списки лучших фэнтези, составляемых более менее солидными киноинститутами, регулярно попадают, например, "Красавица и чудовища" Жана Кокто, "Эта замечательная жизнь" Фрэнка Капры или "Сказки туманной луны после дождя" Кэндзи Мидзогутти. Если придерживаться этой точки зрения на жанр, то значительная часть советской кинопродукции подпадает под определение "фэнтези".

Впрочем, если сузить границы понятия, ограничившись более традиционными субжанрами, то и здесь можно обнаружить, что советское кино где-то до середины 70-х шло, если в не ногу с голливудским сказочно-фэнтезийным кинопромом, то отставало от него лишь самую малость.

6 советских фильмов, которые по западной терминологии представляют собой 100% фэнтези

Кащей Бессмертный, 1944, режиссер - Александр Роу

На взгляд незнакомого с обстановкой в 1944 году и с русским фольклором зрителя, "Кащей Бессмертный" - 100% героическое фэнтези, наподобие того, что писал в начале века Роберт Говард. Физически мощный герой (Никита Кожемяка) в сопровождении обязательного по жанру героя-плута (Булат Балагур) побеждают темного властелина (Кащей). Последний благодаря специфической внешности Милляра вышел даже более жутким, чем это могли позволить голливудские режиссеры в 40-х.

Садко, 1952, режиссер - Александр Птушко

-2

С "Садко" случилась особенно занимательная история. Великий американский продюсер фильмов категории "Б" Роджер Корман изрядно перемонтировал его, выпустив на американский экран как очередную часть приключений Синдбада-морехода, фильмы о котором, 1947 и 1955 года, считались образцовым фэнтези кино.

Королевство кривых зеркал, 1963, режиссер - Александр Роу

-3

Классическое подростковое фэнтези про попаданцев. Историй о том, как современные герои попадают в псевдосредневековый мир, великое множество, но если говорить о поджанре с героями детьми и политической подтекстом, то ближайший аналог: "Волшебник из страны ОЗ" Фрэнка Баума. Оригинал, к слову, был переполнен аллюзиями на политические реалии США, а каждый герой, от Железного Дровосека до Трусливого Льва, имел узнаваемый прообраз среди политического бестиария США начала прошлого века. Роу провернул аналогичный трюк, только с более собирательными образами.

Морозко, 1964, режиссер - Александр Роу

-4

"Романтическое фэнтези" Роу, пользующееся в англоязычном мире исключительно дурной славой. В свое время на IMDB у "Морозко" были какие-то запредельно низкие оценки, прямо сейчас ситуация немного исправилась. Возможно это объясняется тем, что англоязычные зрители настроились на просмотр не ироничной сказки, а прямолинейного детского фэнтези.

Финист — Ясный сокол, 1975, режиссер - Геннадий Васильев

-5

Если бы не вокально инструментальные номера, данный фильм благодаря своей низкобюджетности и визуальным решениям мог запросто попасть в один ряд с итальянскими и американским фэнтези категории "Б", которые снимали в начале 80-х Дон Коскарелли ("Повелитель зверей") и Лучио Фульчи ("Завоевание").

Сказка странствий, 1983, режиссер - Александр Митта

-6

Самая страшная сказка детей 80-х и 90-х структурно напоминает символистское фэнтези Питера Бигла "Последний единорог", в то время как с точки зрения визуала представляет собой темное фэнтези в чистом виде. Тот случай, когда если добавить еще немного мрачности получится уже не условное детское кино, а фильм Алексея Германа.