Найти тему
MADAME CRITIQUE

Гайдай vs Рязанов: не украл, а процитировал

Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов. Коллаж Виктории Чевик
Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов. Коллаж Виктории Чевик

Два титана советской комедии: режиссёры - Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов создавали свои шедевры в условиях напряженной конкуренции. Бороться приходилось за финансирование, очередь в прокате, актёров... ведь приглашать они любили одних и тех же: Миронова, Никулина, Яковлева. Как бы не старались они снимать "своё": одна и та же действительность, как румынская стенка из "Иронии судьбы" диктовала свои правила. К чести обоих, между творцами ни разу не было замечено открытого конфликта. Наоборот, киноведы часто подмечают комплиментарное взаимоцитирование и зашифрованные в кадре видео-приветы друг другу.

Владимир Миславский - знаменитый украинский киновед, кинокритик и историк кинематографа на своей странице в Фейсбуке ведёт рубрику «Занимательное киноведение», состоящую из его заметок и тонких наблюдений за различными метацитатами и деталями в кадре наших любимых режиссёров. Его тридцатый пост рубрики «занимательное киноведение» был посвящен противостоянию двух самых кассовых режиссеров-комедиографов СССР – Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. И вдохновил меня написать в блог расширенную и проиллюстрированную версию их комедийной эстафеты.

Начнём с легкого расшаркивания: в фильме «Бриллиантовая рука» Гайдай показывает рекламный щит рязановского фильма «Зигзаг удачи», снятого в том же 1968 году.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", реж. Л. Гайдай, 1968 год
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", реж. Л. Гайдай, 1968 год

А Рязанов отвечает ему уже в картине «Служебный роман» 1977 года. Помните, ну очень нужный подарок, купленный профсоюзной активисткой Шурой? Если присмотреться к этой феерической статуи ... то, мы узнаем, что она продавалась в том же магазине, где Семён Горбунков из «Бриллиантовой руки» пытался найти халат с перламутровыми пуговицами.

Кадр из кинофильма "Бриллиантовая рука", реж. Л. Гайдай, 1968 год
Кадр из кинофильма "Бриллиантовая рука", реж. Л. Гайдай, 1968 год
Кадр из фильма «Служебный роман», фильм Эльдана Рязанова, 1977 г.
Кадр из фильма «Служебный роман», фильм Эльдана Рязанова, 1977 г.

Но фильмами, спетыми в унисон, похожими друг на друга, как кровные братья стали:

"Бриллиантовая рука" и "Невероятные приключения итальянцев в России»

Первое: действие двух фильмов разворачивается вокруг контрабанды драгоценностей

Найденный клад. Сцена из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973
Найденный клад. Сцена из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973

Второе: часть действий фильма разворачивается в другой стране. Это сейчас такой момент кажется незначительным, а во времена СССР снимать фильм заграницей было очень важным решением. Особенно в капиталистических странах, вроде Италии.

Ходит такой анекдот, что Миронов вместо отведенных 3 съемочных дней провел в Риме 3 недели. А когда актеру звонила обеспокоенная супруга и спрашивала, что он там делает все это время, Миронов радостно отвечал: «Глупая! Я здесь живу!»

Италия в кадре "Невероятных приключений..." Эльдара Рязанова
Италия в кадре "Невероятных приключений..." Эльдара Рязанова

К сожалению в "Бриллиантовой руке" Миронову повезло меньше, вместо Марселя и Стамбула теплоход "Михаил Светлов" причалил в братской республике Азербайджан. Узкие улочки "города контрастов" принадлежат Баку.

Фото с сайта tourtoazerbaijan.com
Фото с сайта tourtoazerbaijan.com

Третье: в обоих фильмах показана работа домов мод

Сложно поверить, но это ГУМ в Москве.

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973 год
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973 год

В "Бриллиантовой руке" ту трудовую зарплату, которая снится ему в страшном сне, Геша получает за работу на подиуме.

За секунду до момента, когда брюки не смогли превратиться в элегантные шорты. Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", 1968
За секунду до момента, когда брюки не смогли превратиться в элегантные шорты. Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", 1968

У Рязанова в "Итальянцах" Миронов вновь пробежался по подиуму, только уже догоняя незадачливых туристов из Италии.

Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", Рязанов, 1977
Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", Рязанов, 1977

Четвертое: в обоих фильмах присутствуют экскурсоводы. В "Итальянцах" псевдо-экскурсовода играет Миронов. Он майор милиции, приставленный для слежки за туристами.

Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", Э.Рязанов, 1977
Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", Э.Рязанов, 1977

А в "Бриллиантовой руке" эпизодическая роль экскурсовода досталась жене Никулина, Татьяне. В фильме этого не уточняется, но обычно на таких рейсах в советское время экскурсоводы выполняли и наблюдательную функцию: как бы чего не вышло.

Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука", реж. Л. Гайдай, 1968
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука", реж. Л. Гайдай, 1968

Пятое: в фильмах показаны автомобильные погони

Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", э. Рязанов, 1977
Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", э. Рязанов, 1977

Шестое: герои обоих фильмов ломают конечности

Гена заботливо спрашивает у Сени, где болит. Кадр из "Бриллиантовой руки", реж. Леонид Гайдай
Гена заботливо спрашивает у Сени, где болит. Кадр из "Бриллиантовой руки", реж. Леонид Гайдай

Седьмое: Милиционеры разговаривают по рации, спрятанной в пачке от сигарет «Столичные», а два главных милиционера в фильмах в званиях майоров.

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973 год
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973 год

Восьмое: героини фильмов разыгрывают соблазнение, чтобы устранить положительных героев.

Светлана Светличная благодаря этой невероятно откровенной для советского целомудренного кинематографа сцене надолго стала секс-символом СССР

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", 1968
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", 1968

У Рязанова был продакшн с "загнивающим западом" и поэтому сцена вышла более откровенная. Практически на грани.

Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Э. Рязанов, 1977
Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Э. Рязанов, 1977

Девятое: в обоих фильмах присутствуют сюрреалистические эпизоды. В «Бриллиантовой руке» сон Козодоева, а в «Невероятном приключении итальянцев в России» – взрыв бензоколонки.

Десятое: как уже понятно, в обоих кинокартинах главную роль исполнил Андрей Миронов. И оба раза ему приходилось нырять.

Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Э.Рязанов, 1977
Кадр из к/ф "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Э.Рязанов, 1977

"Бриллиантовая рука", Л. Гайдай, 1968
"Бриллиантовая рука", Л. Гайдай, 1968

Бонус: режиссеры «засветились» в так называемых «камео». Рязанов – доктор на крыле самолета, откалывающий лед с заледеневшего мафиозо.

Рязанов в роли доктора. Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973 год
Рязанов в роли доктора. Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", реж. Эльдар Рязанов, 1973 год

А Гайдай показал свои руки, достающие из ямы жестянку с драгоценностями и загипсованную руку, хватающую Козодоева за нос в его кошмарном сне.

Рука Гайдая, обхватывающая Андрея Миронова. Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", 1968 год
Рука Гайдая, обхватывающая Андрея Миронова. Кадр из фильма "Бриллиантовая рука", 1968 год

Подобное цитирование вызвано, разумеется, небогатыми возможностями костюмерных и реквизиторских цехов Мосфильма. Кроме того, фильмы снимались в стране, где общество было однородным и одинаковыми были не только интерьеры и гардеробы, но и насущные радости и горести людей. Но несмотря на все это, и Гайдай, и Рязанов смогли создать каждый - свой уникальный стиль, визуальный язык, комедийный ритм и характеры персонажей.

Спасибо за лайки и комментарии! Если вы дочитали обзор до конца, вам наверняка понравятся:
Быть чёрным, быть толстым, быть фашистом: лучшая шутка Вуди Аллена
Как географ счастье не за горами искал да глобус пропил
ФАИНА БЕЗ СЕКСА И БЕЗ ДЕНЕГ