Два титана советской комедии: режиссёры - Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов создавали свои шедевры в условиях напряженной конкуренции. Бороться приходилось за финансирование, очередь в прокате, актёров... ведь приглашать они любили одних и тех же: Миронова, Никулина, Яковлева. Как бы не старались они снимать "своё": одна и та же действительность, как румынская стенка из "Иронии судьбы" диктовала свои правила. К чести обоих, между творцами ни разу не было замечено открытого конфликта. Наоборот, киноведы часто подмечают комплиментарное взаимоцитирование и зашифрованные в кадре видео-приветы друг другу.
Владимир Миславский - знаменитый украинский киновед, кинокритик и историк кинематографа на своей странице в Фейсбуке ведёт рубрику «Занимательное киноведение», состоящую из его заметок и тонких наблюдений за различными метацитатами и деталями в кадре наших любимых режиссёров. Его тридцатый пост рубрики «занимательное киноведение» был посвящен противостоянию двух самых кассовых режиссеров-комедиографов СССР – Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. И вдохновил меня написать в блог расширенную и проиллюстрированную версию их комедийной эстафеты.
Начнём с легкого расшаркивания: в фильме «Бриллиантовая рука» Гайдай показывает рекламный щит рязановского фильма «Зигзаг удачи», снятого в том же 1968 году.
А Рязанов отвечает ему уже в картине «Служебный роман» 1977 года. Помните, ну очень нужный подарок, купленный профсоюзной активисткой Шурой? Если присмотреться к этой феерической статуи ... то, мы узнаем, что она продавалась в том же магазине, где Семён Горбунков из «Бриллиантовой руки» пытался найти халат с перламутровыми пуговицами.
Но фильмами, спетыми в унисон, похожими друг на друга, как кровные братья стали:
"Бриллиантовая рука" и "Невероятные приключения итальянцев в России»
Первое: действие двух фильмов разворачивается вокруг контрабанды драгоценностей
Второе: часть действий фильма разворачивается в другой стране. Это сейчас такой момент кажется незначительным, а во времена СССР снимать фильм заграницей было очень важным решением. Особенно в капиталистических странах, вроде Италии.
Ходит такой анекдот, что Миронов вместо отведенных 3 съемочных дней провел в Риме 3 недели. А когда актеру звонила обеспокоенная супруга и спрашивала, что он там делает все это время, Миронов радостно отвечал: «Глупая! Я здесь живу!»
К сожалению в "Бриллиантовой руке" Миронову повезло меньше, вместо Марселя и Стамбула теплоход "Михаил Светлов" причалил в братской республике Азербайджан. Узкие улочки "города контрастов" принадлежат Баку.
Третье: в обоих фильмах показана работа домов мод
Сложно поверить, но это ГУМ в Москве.
В "Бриллиантовой руке" ту трудовую зарплату, которая снится ему в страшном сне, Геша получает за работу на подиуме.
У Рязанова в "Итальянцах" Миронов вновь пробежался по подиуму, только уже догоняя незадачливых туристов из Италии.
Четвертое: в обоих фильмах присутствуют экскурсоводы. В "Итальянцах" псевдо-экскурсовода играет Миронов. Он майор милиции, приставленный для слежки за туристами.
А в "Бриллиантовой руке" эпизодическая роль экскурсовода досталась жене Никулина, Татьяне. В фильме этого не уточняется, но обычно на таких рейсах в советское время экскурсоводы выполняли и наблюдательную функцию: как бы чего не вышло.
Пятое: в фильмах показаны автомобильные погони
Шестое: герои обоих фильмов ломают конечности
Седьмое: Милиционеры разговаривают по рации, спрятанной в пачке от сигарет «Столичные», а два главных милиционера в фильмах в званиях майоров.
Восьмое: героини фильмов разыгрывают соблазнение, чтобы устранить положительных героев.
Светлана Светличная благодаря этой невероятно откровенной для советского целомудренного кинематографа сцене надолго стала секс-символом СССР
У Рязанова был продакшн с "загнивающим западом" и поэтому сцена вышла более откровенная. Практически на грани.
Девятое: в обоих фильмах присутствуют сюрреалистические эпизоды. В «Бриллиантовой руке» сон Козодоева, а в «Невероятном приключении итальянцев в России» – взрыв бензоколонки.
Десятое: как уже понятно, в обоих кинокартинах главную роль исполнил Андрей Миронов. И оба раза ему приходилось нырять.
Бонус: режиссеры «засветились» в так называемых «камео». Рязанов – доктор на крыле самолета, откалывающий лед с заледеневшего мафиозо.
А Гайдай показал свои руки, достающие из ямы жестянку с драгоценностями и загипсованную руку, хватающую Козодоева за нос в его кошмарном сне.
Подобное цитирование вызвано, разумеется, небогатыми возможностями костюмерных и реквизиторских цехов Мосфильма. Кроме того, фильмы снимались в стране, где общество было однородным и одинаковыми были не только интерьеры и гардеробы, но и насущные радости и горести людей. Но несмотря на все это, и Гайдай, и Рязанов смогли создать каждый - свой уникальный стиль, визуальный язык, комедийный ритм и характеры персонажей.
Спасибо за лайки и комментарии! Если вы дочитали обзор до конца, вам наверняка понравятся:
Быть чёрным, быть толстым, быть фашистом: лучшая шутка Вуди Аллена
Как географ счастье не за горами искал да глобус пропил
ФАИНА БЕЗ СЕКСА И БЕЗ ДЕНЕГ