Найти тему
Tech World

Зил. Как из Советского технологического завода автогиганта превратится в завод призрак

Первое производственное подразделение завода было создано в 1916 году. Тогда он назывался АМО (Московское автомобильное общество) и был первым советским заводом по производству грузовых автомобилей. Известная как AMO F-15, эта модель на самом деле была копией итальянского грузовика FIAT 15. В 1930-х годах завод был назван в честь Сталина.

Завод был достроен в 1917 году , незадолго до революции и построен к югу от Москвы у Москвы-реки в Тюфелевой роще. Это было современное здание с новейшим американским оборудованием, рассчитанное на 6 тысяч рабочих мест.

Во время Великой Отечественной войны завод производил минометы и гранаты, которые шли прямо с конвейера на линию фронта. Грузовик ЗИС-6, на котором была установлена знаменитая реактивная установка "Катюша", катился до самых стен Рейхстага. За годы войны автозавод "ЗИС" выпустил в общей сложности около 100 тысяч грузовых автомобилей и машин скорой помощи. В июне 1942 года завод был награжден орденом Ленина за выдающиеся достижения в области снабжения оружием, а в октябре 1944 года-орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 1950-х годов заводу было присвоено имя его директора Ивана Лихачева. Зил, производил не только легендарные грузовики, но и лимузины для первых лиц страны, армейские внедорожники и даже велосипеды и холодильники. Крупнейшая промышленная зона Москвы занимала площадь около 300 гектаров.

-2

ЗИЛ-это город внутри города. Подсчитано, что потребуется по меньшей мере год, чтобы обойти все производственные подразделения этого гиганта. В советское время завод имел даже свою собственную заправку.

За время своего длительного существования ЗИЛ оказывал помощь и другим предприятиям. Например, ЗИЛ-170, спроектированный в конце 1960-х годов, лег в основу первых автомобилей, выпускаемых заводом КАМАЗ.

В 1992 году завод разработал 53-01 грузовик "бычок", основанный на модели Mercedes. Именно она легла в основу серии микроавтобусов. До 1994 года завод все еще выпускал грузовик ЗИЛ 130. Однако конкурировать с новейшими зарубежными моделями он не смог. В конце 1990-х годов завод был поражен более дешевыми китайскими моделями, и угроза закрытия нависла большая.

После того, как в 2012 году был построен последний лимузин ЗИЛ, администрация Московского завода остановила производство грузовиков, а в 2013 году предприятие было признано банкротом. ЗИЛ по-прежнему существует как юридическое лицо, но не производит транспортных средств. В 2014 году было объявлено, что заводская площадка будет превращена в жилой комплекс. Большинство фабричных зданий были демонтированы в 2015 году. Оборудование завода и другие автомобильные активы были проданы с аукциона новому предприятию. В нем работают 47 человек, в основном бывшие работники ЗИЛа.

Некогда процветающее гигантское предприятие, недалеко от центра нашей страны которое давало десяткам тысяч людей рабочие места, сейчас выглядит как готовая декорация либо для видеоигры, либо для постапокалиптического фильма.