Продолжаем рубрику #ЛучшиеВпрофесcии общероссийского журнала «Здравоохранение России».
Сегодня особенно актуальна профессия врача. Давайте вспомним уже вышедшие материалы в журнале и оставим в комментариях слова благодарности врачам, медсестрам и всему медперсоналу за их нелегкий труд. Напомним: сейчас к 40-летию Дня медицинского работника готовится номер журнала «Здравоохранение России». Спецпроект издания посвящен борьбе с коронавирусной инфекцией. В альманахе будут опубликованы интервью с врачами, принимающими участие в борьбе с пандемией COVID-19.
Шестой материал из архива: «Врачу важно быть фанатом»
Каково это, когда от твоего опыта, квалификации, интуиции, наконец, зависит жизнь не только взрослой женщины, но и крохотного человечка, который еще даже не пришел в этот мир? Когда счет идет на минуты, а слаженность командной работы определяет… да, в общем-то, все? Об этом и о многом другом рассказала Ольга Бережная, врач высшей категории, акушер-гинеколог акушерского физиологического отделения Ростовской областной больницы № 2.
Работа как образ жизни
— Врачом я хотела быть всегда и со специальностью определилась еще на первых курсах РостГМУ. Меня грела юношеская по-своему наивная мечта — не просто помогать людям сохранять здоровье, но быть причастной к появлению новой жизни, ощущать эту невероятную радость, драйв, как говорит сейчас молодежь. И знаете что? За все 43 года работы этот драйв никуда не делся! В моей жизни не было ни выгорания, ни усталости от профессии.
Я не из семьи медиков, и обе мои дочки в медицине работать не захотели. Жаль, конечно, но с другой стороны, наша работа подразумевает немалую жертвенность — приходится поступаться личным временем, интересами и т.д. Я живу через дорогу от детей, и мы порой не видимся по две недели. Вот вам и личное время. Мне кажется, это уже не работа даже, а образ жизни. Встречаясь с коллегами в неформальной обстановке, о чем бы мы ни начинали говорить, всегда все сводим к роддому: что здесь происходит, какие новые пациентки поступили и т.д. Даже после работы звоним, спрашиваем, как дела, и такое неравнодушие критически важно в нашей профессии.Но мы живые люди, конечно. Лично я отдыхаю, встречаясь с подругами, плавая в бассейне и вышивая бисером.
Время перемен
— За прошедшие четыре десятилетия многое поменялось — и в государстве, и в системе родовспоможения… Знаете, и состояние здоровья женщин изменилось. Многие решаются впервые родить в более зрелом возрасте, чем еще 20-30 лет назад. К сожалению, не все уделяют внимания профилактике заболеваний — единицы проходят обследование и лечение перед тем, как зачать ребенка. Отсюда другая тактика ведения родов. Растет процент кесаревых сечений по показаниям, в том числе по показаниям кардиологов, офтальмологов, эндокринологов (резко увеличилось в последнее время число рожениц с сахарным диабетом) и т.д. Раньше особый упор делался на то, чтобы женщина могла родить естественным путем. Когда я только начинала работать, за каждое проведенное КС нужно было перед спецкомиссией доказывать его необходимость! Но с другой стороны, в ту пору женщина могла рожать по несколько суток, и это считалось приемлемым, хотя, конечно, вряд ли было на пользу и матери, и ребенку. Но в целом я сторонник старой, консервативной акушерской школы. Сегодня в мировой практике 36 недель гестации считается доношенной беременностью. Но мне думается, природа лучше знает, сколько положено ребенку находиться в утробе. И если это 40 недель, значит, каждая из них нужна и важна для малыша. Ребенок должен не только «построить» органы системы, но и дозреть, чтобы легче адаптироваться к этой жизни.
Правила канатоходцев
— Сегодняшних молодых врачей могу только похвалить. При роддоме есть кафедра усовершенствования врачей акушерства и гинекологии, и к нам на работу приходят лучшие из ординаторов.Но я считаю, что не только знания и даже опыт играют главную роль для акушера-гинеколога. В нашу профессию нельзя приходить людям равнодушным. Ведь командная работа держится на предельной честности и самоотдаче. Часто одну женщину ведут несколько врачей, для нас командный дух такой же необходимый навык, как и профессионализм. Если, передавая мне по смене пациентку, врач «забудет», умолчит о каких-то нюансах ее здоровья, это может повлечь за собой принятие неверных решений и роковые ошибки. А случаи бывают разные.
К примеру, была у меня пациентка, которой я делала второе и третье КС. Хрупкая девушка с крупными детками, тоненькая матка, которую трудно было зашивать, множество спаек и т.д. Мы потратили огромное количество времени и сил, чтобы все закончилось благополучно. Я рассказала ей обо всех сложностях и объяснила, что следующие роды могут закончиться не так благополучно. Через несколько лет она пришла ко мне с четвертой беременностью. Это была одна из самых сложных операций КС в моей жизни: пришлось прибегать к помощи коллег, и то, просто чудом удалось наложить шов. Понимаете, такое везение не может повторяться регулярно. Думаю, она это поняла и больше не рисковала.
Мы всегда стараемся работать на опережение — увидеть, порой буквально предугадать, что что-то может пойти не так. Здесь работает и интуиция, и опыт, и, конечно, тщательнейшее наблюдение за женщинами из группы риска.Но важно быть фанатом. Это обязательное условие. Ведь мы порой, как канатоходцы: от верных и точных движений зависит, без преувеличения, не одна жизнь.