В наши дни Центральный Универсальный магазин (ЦУМ) на Петровке торгует исключительно дорогими товарами класса «люкс» от известных мировых брендов. А начиналось всё с магазина для обычных московских обывателей с вполне приемлемыми ценами.
Привлекательность этому магазину на момент открытия добавляли всякие невиданные доселе новшества.
А началось всё в 1857 году, когда предприниматели из Шотландии Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр» создали компанию «Мюръ и Мерелизъ», зарегистрировав сразу и название, как товарный знак.
В 1885 коммерсанты открыли поблизости от Кузнецкого моста магазин по торговле дамскими шляпками и галантерейными товарами. На тот момент он был самым большим в Первопрестольной среди подобных.
К сожалению, магазин периодически горел. Случалось это и в 1892-м, и в 1900-м годах, пока предприниматели не решают выстроить новое роскошное здание в семь этажей, спроектированное в неоготическом стиле. К работе был привлечен зодчий Роман Иванович Клейн.
Пожалуй, «Мюр и Мерилиз» стал первым в Москве магазином, где были представлены товары не только для богатой публики, но и для покупателей со средним достатком.
Здесь торговали, пожалуй, всем, за исключением продовольственных товаров: одеждой для дам и господ, ювелирными изделиями, парфюмом и детскими товарами.
Именно в этом магазине появились и первые в городе новинки, которые вызывали смешанные чувства: от восторга до испуга.
Так, особые впечатления вызывал лифт на электротяге. И хотя поднимался-опускался он довольно-таки медленно, многие дамочки во время движения от страха верещали во весь голос.
Не меньшее изумление у публики вызывали смонтированные на входе вращающиеся двери, в которых нередко застревали зазевавшиеся покупатели.
Среди новшеств, с которыми москвичи до этого, по большей части, не сталкивались – выпуск бесплатных каталогов с имеющимся ассортиментом, рассылаемых и распространяемых по всему городу, самообслуживание в части отделов, периодические скидки и распродажи.
Кроме этого, в магазине «Мюръ и Мерелизъ» первыми в Москве начали устанавливать ценники на всех товарах, дабы у продавцов не было соблазна завышать их стоимость по своему желанию.
Пришедшие к власти большевики национализировали магазин в 1917 году и сразу же его закрыли. Лишь в 1922-м он вновь распахнул двери, как один из филиалов «Мосторга». На работу сюда отобрали 200 активных комсомольцев, которые обучались здесь под девизом «Учимся торговать!».
Знакомое нам сегодня название «ЦУМ» магазин получил уже в 1933-м году.
Особый статус у заведения появился ещё в советское время, когда в 1953 году он начинает торговать только высококачественными и востребованными товарами, но уже по завышенным ценам.
С того времени здесь практически полностью перевели отделы на самообслуживание покупателей, практиковали открытую выкладку на полках, а оплата проводилась через кассовые аппараты, размещенные на прилавке.
В новой России магазин не потерял свою статусность, а после 2002 года, когда он перешел под управление компании Mercury – крупнейшего торговца в Российской Федерации предметами роскоши, здесь присутствуют только товары известных мировых производителей с более чем 2000 брэндов. Среди них - Dolce&Gabbana, Yves Saint Laurent, Rolex, Valentino и многие-многие другие, не рассчитанные, как вы понимаете, на средний кошелёк.
Читайте также на моём канале:
Главный московский скупердяй и его «стыдная» клиника (часть 1)
Китай-город. Почему так необычно для Руси назвали район Москвы
Как выглядела Москва до пожара 1812 года? Картины Алексеева
Кто сегодня живет в Кремле?
Какой представляли Москву будущего в 1914 году?
Как князь Голицын проиграл жену в карты?