Интервью с Натальей Ефимовой, руководитель по работе с персоналом "Exyte"
Наталья, какие благотворительные и эко-программы организует или поддерживает Ваше предприятие?
- Exyte – международная компания, основанная более 100 лет назад в Германии. Наша специализация – проектирование и строительство высокотехнологичных промышленных объектов в сфере фармацевтического производства и микроэлектроники. Экологическая безопасность – одно из основополагающих условий успеха в нашем бизнесе.
Кажется логичным предположить, чтобы в России мы претворяли существующие программы из европейских офисов. Но на практике, наше экологическое движение возникло независимо.
Во-первых, нужно учитывать межкультурные различия и разницу в менталитете. Например, формат акции «Пятницы для будущего» («Fridays for Future»), которая проходила в Европе - еженедельные масштабные шествия школьников и студентов по центру города в учебный день вместо уроков, в течение нескольких месяцев - для нас, на мой взгляд, не очень подходят.
Во-вторых, Россия находится в начале активного экологического движения. Для нас в диковинку то, что на западе уже реализовали 20-30 лет назад.
Я расскажу, какие мероприятия у нас получилось реализовать в российском подразделении.
Мы начали в апреле 2019 с одной программы, а сейчас, менее года спустя - участвуем уже в нескольких:
«Добрые крышечки» - сбор пластиковых крышечек на переработку, вырученные средства идут для помощи детям-сиротам-инвалидам.
Ежегодная акция «Электросбор» - сбор на переработку любых электроприборов.
Поступившая техника отправляется к проверенным переработчикам, где она сортируется, механически разбирается, проводится распайка плат, дробление и сепарация материалов.
Из полученного пластика и металла изготавливают бамперы, мебельную фурнитуру, манекены; стекло используют для армирования труб и техпроцессов строительства.
Что собирают: бытовую технику (холодильники, стиральные машины, пылесосы, чайники, фены, утюги, телевизоры и другое); офисную технику (мониторы, системные блоки, провода, мышки, маршрутизаторы, некрупные принтеры и сканеры); электронику (телефоны, плееры, пауэрбанки, провода, зарядки, наушники).
· ручки, фломастеры, зубные щетки
· бумагу
· стекло
Сбор батареек
Как вовлечены сотрудники в эти программы?
- Собственно, сотрудники, вернее, сотрудница – и стала инициатором и главным вдохновителем экологического движения в нашем офисе.
Оказалось, что она уже успешно реализовывала аналогичные проекты на предыдущем месте работы.
Нашу инициативу охотно поддержал генеральный директор. Будучи австрийцем из поколения Y, он еще застал то время в Европе, когда раздельный сбор мусора только начал там внедряться. И тогда им тоже казалось это странным и непривычным. Но вот спустя какие-то 25 летJ - все стало абсолютно естественным.
Должна признать, что поначалу наш коллектив достаточно холодно воспринял первый проект – «Добрые крышечки». Но довольно быстро многие присоединились, стали активно вовлекать свои семьи. И сейчас любая новая инициатива воспринимается уже с большим воодушевлением.
Как Вы оцениваете эффект от таких мероприятий и программ для коллектива, привлечения кандидатов?
- Каждая экологическая или благотворительная инициатива в компании – это шаг к формированию общечеловеческих ценностей в нашей стране. Мы хотим, чтобы окружающие были добрее, наши дети – отзывчивее. Для этого каждый должен начать с себя.
Социальные программы напоминают сотрудникам о важности не только материальных ценностей, но и общечеловеческих.
Еще один важный аспект данных программ - возможность реализоваться сотрудникам, претворить в жизнь не только профессиональные и карьерные амбиции, но личностные; проявить лидерские качества, творческий потенциал.
В заключение – советы для HR при внедрении экологических и социальных проектов:
1. «Один в поле не воин». Начинайте с формирования команды, даже если сначала это будет всего 2 человека. Обязательно хотя бы один сотрудник - не из отдела персонала. Инициативу нужно подогревать внутри коллектива, чтобы это не выглядело как «обязаловка», насаждаемая «сверху». Задача HR – быть фасилитатором: вдохновлять, обеспечить эффективную коммуникацию и PR-кампанию. Также HR должен заручиться поддержкой руководства.
2. «Что хорошо, то нескоро». Мой опыт организации социальных программ в разных компаниях показывает, что не стоит сразу ждать активного положительного отклика и участия коллектива. Это усилие для человека, работа над собой. Поэтому будьте снисходительнее и не опускайте рук, и ваши старания обязательно буду вознаграждены.
3. Экспериментируйте. Будьте готовы к тому, что сотрудники начнут предлагать новые проекты – важно поддерживать инициативу. Анализируйте результаты, не бойтесь перемен.
Больше интервью с ведущими экспертами читайте в выпуске "ЭКОЛОГИЧНЫЙ HR"