Президент России Владимир Путин выслушал экспертов по противодействию эпидемиям, ученых-вирусологов, инфекционистов, руководителей научно-исследовательских центров на очередном совещании по вопросу о санитарно-эпидемиологической обстановке.
Мнения экспертов разделились, кто-то считает, что жесткие меры оправданы и должны продолжаться, а кто-то уже предлагает открывать школы и детские сады. Вакцина от COVID-19 все еще в разработке.
Три направления работы
Чтобы побороть коронавирус, необходимо работать в трех направлениях, заявил Путину заместитель директора Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Александр Горелов.
«Это прежде всего ранняя диагностика. Очень важно постоянное смещение фокуса среди обследуемых пациентов… Не менее важным является и ранняя изоляция… И третье ключевое направление – это раннее начало терапии», - отметил эксперт.
По словам Горелова, западные коллеги проявляют интерес к противоэпидемическим мероприятиям, которые проводятся в России, и к тест-системам, которые разработаны в нашей стране и позволяют своевременно осуществлять диагностику COVID-19.
Читайте также: Документ депздрава Москвы: COVID-19 массово не замечают из-за проблемы с тестами
Жесткие меры оправданы
«Я должен сказать, что в целом очень положительное впечатление, потому что если мы начнем сравнивать с другими странами, мы видим, какой взрывной характер носили эти кривые. Мы видим, что у нас она носит плавный характер, эта кривая пологая», - отметил советник директора Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Виктор Малеев.
«Очень значительное достижение, что количество летальных исходов относительно общего содержания больных значительно меньше, чем в других странах».
Малеев отметил, что все принятые в стране меры положительно влияют на ситуацию.
«И здесь я должен сказать, что какими бы жесткими наши меры ни были, они в любом случае оправданы».
По словам Малеева, необходимо нормировать рабочий график медперсонала, чтобы они не заражались, и необходимо дополнительно произвести противовирусные препараты, поскольку в России их недостаточно.
Химический пневмонит: как вирус уничтожает легкие
«В последние семь-девять дней сформировалась концепция так называемого химического пневмонита. Химический пневмонит – это не пневмония, химический пневмонит – это проникновение вируса в нижние отделы дыхательных путей, химический пневмонит – это диффузное поражение альвеол, выливается гиалуроновая кислота, которая заполняет пространство альвеол, и развивается кислородное голодание».
«На это сосуды отвечают спазмом и тромбами, и когда патологоанатома спрашивают: "А как легкое выглядит?" – патологоанатом отвечает: "А легкого нет". Что он имеет в виду? Нет альвеол. Почему их нет, почему нет именно того элемента, где происходит газовый обмен? Его нет именно за счет этих тромбов», - рассказал о последствиях коронавируса Александр Чучалин завкафедрой Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова.
Чучалин отметил, что искусственная вентиляция легких при химическом пневмоните малоэффективна, необходимо на ранних стадиях заболевания использовать гелий и оксид азота.
«Я хотел бы побудить наше врачебное сообщество в первую очередь к тому, что нужно менять парадигму. Парадигма состоит в том, чтобы правильно оценивать начальные фазы болезни. В начальных фазах болезни Россия имеет то, чего не имеет мир: она может назначить комбинированное лечение гелием, оксидом азота, это имеется только в России, что мы можем сделать», - заявил Чучалин.
«Мы немножко перегибаем палку, драматизируя ситуацию»
Эксперт считает, что ситуация с коронавирусом не так страшна, как преподносится.
«Где-то нам надо перестроиться. Мы немножко, мне кажется, перегибаем палку, драматизируя ситуацию в целом. Коронавирусом человек болеет… Мать кормит грудью ребенка, через месяц у него уже появился коронавирус, и всю жизнь человек живет с этим. Это самое распространенное вирусное инфекционное заболевание у человека», - добавил Чучалин.
Впереди планеты всей
Россия в испытаниях препаратов для лечения и профилактики коронавируса не отстает от других стран, рассказал президенту Николай Дурманов, спецпредставитель Министерства науки и высшего образования по биологической безопасности
«Наша наука и медицина демонстрируют во всей этой истории с коронавирусной пандемией довольно не свойственную нашему национальному темпераменту оборотистость. На Западе появляются какие-то лекарства – они немедленно появляются у нас. Какие-то новые концепты – мы уже про них знаем. Например, много разговоров было даже в исполнении Президента Трампа про хлорохиновые препараты, уже на нашей территории несколько таких препаратов испытываются».
«Пошли разговоры о внедрении принципиально новой схемы лечения, той самой гиалуроновой кислоты в легких, с помощью фермента гиалуронидазы, который в виде аэрозоля вводится в трахею. Скорее всего, мы начнем эти испытания раньше, чем те, кто придумал эту идею».
«Появился препарат, который вообще блокирует образование гиалуроновой кислоты, – метилумбеллиферон. И у нас он тоже есть, и, скорее всего, мы опередим».
Читайте также: В Минздраве обновили список средств для лечения коронавируса у взрослых
«Это вирус очень хитрый»
«Это вирус очень хитрый. Недаром он таких больших размеров - самый большой из известных РНК-содержащих вирусов. По видимому, часть его генома направлена на то, чтобы обманывать постоянно иммунную систему, чтобы она вырабатывала антитела, которые его не нейтрализуют», - заявил Александр Гинцбург из Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи.
По словам Гинцбурга, к 31 мая в Центре планируется завершить весь комплекс доклинических исследований одной из потенциальных вакцин, а с 1 июня приступить к клиническим исследованиям.
Кроме того, Гинцбург отметил работу, которая связана с донорами крови. Ученый отметил, что на базе Центра разрабатывается тест-система для определения антител к коронавирусу, которую смогут использовать в регионах.
«Я считаю, что можно сейчас открыть детские дошкольные учреждения и школы»
«Текущую ситуацию по коронавирусной инфекции, несмотря на мировую истерию, я бы назвал стабильной и устойчивой, особенно в московском регионе», - заявил Николай Филатов, заместитель директора Научно-исследовательского института вакцин и сывороток имени И.И.Мечникова.
Филатов отметил, что дети редко и практически бессимптомно болеют коронавирусом.
«Я считаю, что можно сейчас открыть детские дошкольные учреждения и школы. Дело в том, что эти контингенты не болеют, они природно защищены. Сегодня у них нет высокой заболеваемости, и вирус, циркулируя на этих контингентах, будет дальше терять свою вирулентность. Он и сейчас теряет, но не так интенсивно, как этого хотелось бы», - поделился Филатов.
«Я просил бы открыть парки, места отдыха, конечно, без проведения там массовых каких-то мероприятий. Но когда смотришь, что закрыты детские площадки сегодня – да, озелененные, хорошие, – это мне не очень понятно сегодня».
«И, наверное, нужно выпустить на работу строительных рабочих. Они сегодня находятся в скученном состоянии, они ожидают своей работы, но, находясь в общежитиях, в бытовках и в скученном положении, они являются горючим материалом не только, к сожалению, для коронавирусной инфекции, но и для ряда других. А они будут на строительных объектах более разобщены, чем сегодня в этих бытовках и общежитиях».
Конец не близко
С Филатовым не согласился Юрий Лобзин, директор ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА». По словам Лобзина дети действительно легче переносят COVID-19.
«Понимаете, дети, которые бессимптомно в своей массе переносят, отличаются высокой подвижностью, активностью, коммуникабельностью. Я думаю, что здесь надо очень серьезно еще подумать и все взвесить», - отметил Лобзин.
Инфекционист дал прогноз на распространение болезни.
«Понятно, что COVID - это не грипп, и мы не можем использовать те подходы, которые были раньше, при гриппе. Там есть такие выступления, что шесть-семь недель, все закончится. Я к этому отношусь крайне скептически».
«Академик Малеев правильно сказал: на входе должны быть экспресс-тесты. Чем скорее мы поймем, с чем мы имеем дело, тем лучше будет. Но те же самые экспресс-тесты должны быть и на выходе. Что я имею в виду? Если возможно, нужно попытаться сократить время получения контрольных результатов для тех больных, которые перенесли COVID, и готовятся на выписку. Это позволит освободить койки для того, чтобы туда, на эти специализированные койки поступили еще больные».
Читайте также: Число заболевших превысило 50 тысяч. О коронавирусе в РФ на утро 21 апреля