В связи с пандемией по коронавирусу всех школьников в нашей стране отправили на самоизоляцию. Но так как учебный год ещё не кончился, ввели дистанционный режим обучения.
Для кого такой режим - палочка-выручалочка в сложившейся ситуации? А кому дистанционное обучение просто противопоказано? Разберём в данной статье.
Дистанционный бум
Обучаться дистанционно - очень выгодно. Не надо никуда идти. Открыл компьютер, сел на диванчик и сиди учись, покусывая печенюшку. Красота! Выполнил задания, отправил учителю - и вот уже диплом, сертификат или просто "пятёрка" у тебя в кармане. Здорово!
Дети в восторге: не надо в школу ходить! Мечта каждого 2-ого школьника! Можно больше времени посвятить на занятия любимыми делами.
Для учителей тоже выгода - хоть немного отдохнуть от постоянного шума, который царит в школе. К тому же теперь не надо каждый урок мотивировать детей на обучение: дал задание, проверил, поставил оценку.
И родителям неплохо. Пусть дети дома целый день, но хоть какое-то время заняты уроками. Кто-то из родителей радуется, что могут сами проконтролировать процесс обучения. Кому-то даже интересно вместе заниматься со своим ребёнком.
Онлайн-школы дают бесплатный доступ к своим урокам. Сегодня на просторах Интернета можно дистанционно научиться чему угодно. Было бы желание!
Список желающих учиться дистанционно
А кто хочет учиться дистанционно? Ключевое слово здесь - "учиться", значит, осознанно стремиться к получению знаний, формированию умений и навыков. Ау? Есть желающие?
Дистанционный вид обучения на самом деле подходит только двум категориям людей:
- тем, кто любит учиться
- тем, кому срочно нужно получить сертификат государственного образца для подтверждения своей квалификации или знаний.
Ко второй категории можно отнести школьников, которым надо сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эти экзамены никто не отменял.
Число же школьников, которых можно отнести к первой категории, составляет менее 1%.
Осторожно! Опасно: дистанционное обучение!
Большинство детей не готовы обучаться дистанционно. Для этого нужна огромная мотивация, которой у наших школьников, как и у большинства школьников мира, нет и в ближайшее время не будет. Ну не видят дети пока веских причин для того, чтобы начать с жадностью поглощать знания.
Это ещё не всё. Для того, чтобы обучаться дистанционно, нужна огромная сила воли. Даже если ты действительно очень хочешь чему-то научиться, надо заставлять себя смотреть и пересматривать уроки, выполнять задания. И главное делать всё быстро, ведь даже в таком обучении есть временные рамки.
А вот детям младшего школьного возраста дистанционное обучение вообще противопоказано.
20 лет я проработала учителем начальных классов. Каждый урок я продумывала до мельчайших деталей: что сказать, какое задание дать, в какой форме преподнести материал. Во время урока мои дети постоянно были в движении. Это основная и необходимая потребность для данного возраста. То они менялись стоячими и сидячими партами, то они подходили к доске, то выполняли задания на коромыслах (висячие конструкции на потолке). Самостоятельная работа сменялась на парную или групповую. И всё это для того, чтобы детям было интересно и чтобы они по-максимуму смогли развить свои способности и чему-то научиться.
А при дистанционном обучении такое возможно? Маленьким детям порой трудно долго сидеть и слушать реального учителя. А тут виртуальный учитель, который не видит реакции ученика. А если и видит (по скайпу, например), то воздействовать, кроме как слов, на ребёнка никак не может.
Дети - не роботы. Им нужно общение. Не виртуальное, а физическое. Иногда им нужно, чтобы кто-то не просто сказал "Молодец!", а ещё и погладил по головке. На занятиях в моём центре детям нравится, когда мы выполняем задания с мячом или пишем вместе в тетради: сначала - ребёнок, потом - я.
Положительные эмоции на физическом уровне необходимы для всестороннего развития ребёнка. Это вам скажет любой психолог. Дистанционное обучение лишает ребёнка этих эмоций и превращает их в бездушных исполнителей воли взрослых.
Как мёртвому припарка
Не секрет, что уровень развития наших детей сильно падает. Я не имею ввиду, что дети старших классов не знают, кто написал "Анну Каренину", а в младшие школьники даже в 4-м классе считают на пальцах и не знают таблицу умножения.
Это плохо. Но ещё хуже то, что им не хватает умений и знаний, чтобы научиться тому, чего они сами хотят.
Школы оперируют результатами ЕГЭ. Хвастаются, что ещё есть дети, которые сдают экзамены на 80-90 баллов. Открыть секрет, почему эти у этих детей такие высокие баллы?
Детям, которые учатся в школе на 4 и 5, либо активно помогают родители, либо репетиторы. Школа тут почти не при чём.
Что тут говорить об онлайн-школах! Дистанционное обучение - это как мёртвому припарка. Практически бесполезно. Как глупо думать, что мертвец оживёт, так и не зачем ждать, что дистанционное обучение сможет исправить ситуацию в образовании наших детей.
Наши дети очень предприимчивый народ. Они уже используют приёмы, которые помогают им быстро и легко выполнить все задания учителя на дистанционном обучении и получить за них хорошие оценки. Учителя и директора школ отчитаются перед Департаментом образования за отлично выполненную работу. А Департамент - перед Президентом. Все останутся довольны!
Вот только карантин когда-нибудь кончится. А реальные знания наших детей как были на низком уровне, так и останутся.