Найти в Дзене
«Ну не ной!»

Видеоигровая зависимость: драконы, спиннинг и блэкджек

Прочитал статью Е.Молодцовой в её Instagram, тема — зависимость от видеоигр. Фактически признанного ВОЗ, но в реальности — явления отсутствующего, ведь исследований не было, а считаться с результатами опросов от случайных людей — не наш вариант. Дальше частичная цитата от Молодцовой: «итак, ВОЗ в ходе 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения постановила считать «игровое расстройство» болезнью. Вот симптомы заболевания, описанные в разделе, — «нарушения психики, вызванные приёмом психоактивных препаратов или зависимым поведением»: игроман теряет контроль над игрой, предпочитает видеоигры любым другим видам деятельности, пренебрегает социальными контактами, игнорирует негативные последствия своего увлечения». Как быть, страшно ли это? Нет, и об этом ниже.

Увлечение видеоиграми в здоровом смысле — это контролируемый эскапизм. И он настолько «алкоголизм», настолько бинджвотчинг на YouTube, Netflix и Amazon. С одной разницей: выбирая «синьку», люди стремятся к острому отсечению от реальности, условно — до поросячьего визга и колотых с ножевыми. Выбирая видеоигры в качестве якобы «зависимости», вы сигнализируете социуму, что у вас есть хобби, фантазия, конкретный склад ума и по-доброму хорошие фетиши, связанные с рыцарями, драконами или космическими кораблями.

Любой процесс эскапизма в определённой мере опасен или безопасен: от охоты с рыбалкой до пчеловодства и страйкбола. Те же драконы и космолёты, правда, социально не настолько старые, чтобы общество приняло их за неприкасаемую норму. Ведь в пчёлах, дичи и рыбе есть фактор добычи — и даже в XXI веке это больше промысел, нежели простое хобби. Но мера увлечения рыцарями и спиннингом схожая и способная доходить до фанатизма.

Что до реальной выборки, то не думаю, что процент опасных игроманов больше 1-2% из суммарного числа всех любителей видеоигр вообще. К слову, игроман — это человек, засаживающий крайние трусы на «зеро» и кидающий последний «косарь» на «очко» в блэкджеке. У такого господина мало общего с вашим экспириенсом в Uncharted, Animal Crossing или даже Dark Souls. Хотя острота ощущений именно с последним вполне сопоставимая!

Итак, про 1-2%, что были выше: это нормальный процент, который не ставит под удар весь сегмент такого вида эскапизма и явно не обязует считать его порочным, больным или требующим врачебного вмешательства.

Наконец, давайте будем честны: любая зависимость прилипает к тому, кто склонен к ней, кто ищет её и кто способен её усугубить. Видеоигры — не первопричина, не следствие, а просто предлог для таймкиллерства. Задолго до видеоигр, кино, сериалов и социальных сетей были газеты и книги. И запойное увлечение ими не связывали с асоциальным поведением, преступлениями или заездами в дурку. Это контролируемый эскапизм, таким он и останется.

Играйте столько, сколько считаете нужным, не забывая, что помимо видеоигр есть более важные и нужные дела, а ещё это может медленно подтачивать ваше здоровье, впрочем — не более остальных факторов вроде «зрячей» работы и «сидячей» жизни.