На проезжей части, с включённой аварийкой, стоит автомобиль ДПС (Время на видео 08:32:38).Если автомобиль неисправен, то почему не выставлен знак.Почему не включены сигнальные огни?Экипаж провоцирует ДТП, заставляет поток останавливаться, так как объехать его невозможно, стоят отбойники. Водители двигаются на солнце, которое слепит и видимость ограничена.В Башкортостане, как и в Ростовской области очень много "оборотней в погонах".
Видео
Дюртюли
Общие данные и исторические факты
Дюртюли - небольшой город в республике Башкортостан, расположенный на реке Белой, в 124 километрах от столицы республики.
История населенного пункта начинается с 1795 года. Одними из первых жителей этих мест были торговцы М.Я.Трапезников, Н.А.Дьяконов, В.П.Чистяков. В то время в селе находилось всего 4 дома, поэтому село и назвали Дуртейле(с башкирского "дурт" — четыре, "ей" — дом).
В селе находилась пристань, фабрика по проивзодству масла, эелеватор, склады для хранения сельхоз сырья.
Позже началась разработка и эксплуатация нефтенных месторождений, были построены бетонный и кирпичный заводы, молочный и мясной комбинаты.
Из социально-культурных обьектов были построены шесть школ, гимназия, лицей, истрический музей, три библиотеки, детский лагерь, два санатория, четыре больницы.
В 1989 году населенный пункт получил статус города.
Нынешний центр района Дюртюли — бывшая деревня, сегодня — город. В 1795 г. в д. Дюртюли насчитывалось всего 17 мужчин и 18 женщин, составлявшие 4 семьи. Все — русские. В другом деле той же ревизии указано 20 мужчин. Ряды жителей пополнили 6 крестьян из села Буруново (в 1807 г.), 4 человека из Ярославово (в 1807 г.), 2 крестьянина из Вятской губернии (в 1811 г.). Дюртюли по составу населения становится русской. Жители состояли из государственных (в 1816 г. — 39 душ, в 1834 г. — 52 души мужского пола) и удельных (в 1816 г. — 53 души, в 1834 г. 70 душ мужского пола) крестьян.
Русские крестьяне получили землю от башкир Ельдякской волости на условиях уплаты оброчных денег за аренду. В 1870 г. в Дюртюлях в 99 дворах проживало 424 человека русского населения. В этой деревне проводились базары. Была пристань. Имели 4 ветряные мельницы. В 1834 г. на 45 дворов и 278 жителей приходилось 150 десятин пашни, а также 120 лошадей, 160 коров, 600 овец, 100 коз, 150 свиней. Имели 80 ульев. Ни церкви, ни часовни еще не было, как и в 1870 г. В 1920 г. Дюртюли — центр Асяновской волости Бирского кантона. В этом селе имелось 255 дворов, где учтено 1674 человека русских.
Перед переписью 1920 г. возникла д. Новодюртюли, когда там было лишь 10 дворов с 58 жителями.
Асяново
История деревни Асяново
Ранняя история д. Асяново освещается в источниках, выявленных исследователями. Впервые она упоминается в материалах о правах асяновцев на землепользование. Там сказано, что тептяри «поселены на земле Ельдяцкой волости с 1735 г. по указу Уфимской провинциальной канцелярии; землей владеют совместно с башкирами-вотчинниками». Тут указано время оседания тептярей в Асяново. В архивном источнике вместе с тептярями фигурируют и мишари, т.е. они по одному указу от 24 мая 1735 г. были поселены в Асяново. В то же время собственное заявление мишарей в 1843 г. несколько противоречит вышесказанному. Вот что писали мишари: «никаких прав на землю не имеем и когда предки поселились на оной не помним».
В 1795 г. в Асяново было 258 тептярей. В 1816 г. их стало 366 человек, здесь же проживало 70 мишарей, в 1834 г. тептярей насчитывалось 476, мишарей — 78 человек. В 137 дворах в 1859 г. было 763 припущенника. 330 дворов и 1590 тептярей показали в 1920 г. В 1843 г. на 94 двора с 494 жителями приходилось 206 десятин под усадьбой, 500 десятин пашни, 400 десятин сенокосных мест, а также 495 лошадей, 584 коровы, 260 овец, 254 козы. У пчеловодов было 44 улья. Была и мечеть.
Асяново — родина выдающегося башкирского поэта, борца за свободу своего народа Шайхзады Бабича (1895—1919). Отец Шайхзады Мухаметзакир — башкир-вотчинник Куюковой тюбы Канлинской (Кальнинской) волости. Известна родословная Бабичевых: Бабич — Мухтар (1742—1822) — походный есаул Ишбулды (1778—1814) — указной мулла Гилуан, 1811 г., — Мухаметзакир (1847-1922) - Шайхзада (1895-1919).
Относительно написания фамилии Бабичевых хотелось бы привести слова поверенного башкир татарского князя д. Яушево Стерлитамакского уезда У.Ю. Дашкова (Дашкина) о том, что раньше писали Бабисов: «ныне в Бирском уезде живущий в д. Тартышевой на Дуванейской земле из числа отписной Кальнинской (Канлинской) земли лесными угодьями пользуется башкирец Мухтар Бабисев с товарищами и во время межевания оных лесов означенной Бабисов с тов. отвод делает умышленно за себя ... бирский купец Айдаров, заимствуяся у Бабисова, пользуется бортными угожиями» (1813 г.).
Бабичевы основали д. Кигазытамак (ныне в Мишкинском районе), по словам Гайнуллы Мухтаровича, Гирфана Иликеевича, Таипа Ишкильдиновича Бабичевых, «на жалованной предкам нашим земле».
Житель Кигазытамака Мухаметзакир Бабичев был переведен в Асяново, чтобы возглавить вторую махаллу — приход мусульман. По словам семи указных мулл Бирского уезда, они еще «в 1884 г. возбудили ходатайство о разрешении им построить в д. Асяново вторую соборную мечеть, однако ахун Шагабутдинов ввиду своих собственных расчетов сильно тормозил тому, так что дело это благодаря его кляузам дошло до Правительствующего Сената, который, наконец, спустя четыре года выдал указ на постройку мечети. Но ахун снова начал вредить постройке, так что, срубив ее выше окон, нам пришлось разломать и потом уже, благодаря решению губернского правления, мы построили таковую окончательно, но находились долгое время из-за его же вмешательства без богослужения. Сколько пришлось нам перенести разных обид, убытков и неприятностей из-за кляуз того Шагабутдинова во время стройки мечети перечислить невозможно, но все-таки благодаря бога и начальства решение свое привели в исполнение». На самом деле, Сенат своим указом от 29 января 1887 г. отменил предписание Уфимского губернатора о запрете строительства второй мечети в д. Асяново. Сюда в качестве указного муллы и был назначен Мухаметзакир Бабичев, ставший имамом-хатипом. Материально-хозяйственное его положение в 1917 г. было следующим: 70-летний Мухаметзакир с 53-летней женой и 7 детьми (сыновья 22 (Шайхзада), 25 лет, дочери — 3, 7, 9, 12, 16 лет) имел всего лишь корову с теленком, 7 овец с 3 ягнятами; сеял озимую рожь, овес, просо, сажал картофель. Причем он записан в сословии не духовенства, а крестьянства.
Лаяшты
История деревни Лаяшты
Название деревни много раз упоминается в опубликованных источниках. Так, в 1717 г. башкир этой деревни Мустафа Табанаев дал другому лаяштынцу подписку о том, что он выезжает из этого поселения в свою вотчину. Однако он продолжал там жить до 1740 г., когда после описания и опечатания его двора и имущества по приказу генерал-лейтенанта Соймонова, жестоко подавившего вооруженное выступление башкир в 1735-1740 гг., должны были его с семьей отправить в г. Мензелинск для наказания, по-видимому, за участие в восстании, но был «в оной деревне Лаишлы повешен». В 1764 г. башкир этой деревни Ильяс Муслюмов занял у односельчанина Чувашая Кучкильдина «на расплату долгов денег» 32 рубля. За это он обязался «жить у него в работе впредь 5 лет з зачетом на каждый год по 5-ти руб. А достальные по прошествии тех 5-ти лет деньги 7 руб. 50 коп. отдать мне, Ильясу, ему Чювашаю». При этом договорились и о том, что за все это время обеспечить Ильяса питанием, а одежду ему носить свою.
Развитие деревни в таблице.
В 1843 г. на 294 башкира-вотчинника было засеяно 432 пуда озимого и 600 пудов ярового хлеба.
Деревня с мечетью располагала почтовой станцией, двумя водяными мельницами (1870 г.)
Ишкарово
История деревни Ишкарово (Ишкары)
Однонациональное поселение после припуска в 1755 г. тептярей из татар становится полиэтническим по составу жителей.
Развитие деревни показано в таблице.
В 1843 г. 194 башкира засеяли 480 пудов озимого и 928 пудов ярового хлеба, широко было распространено в деревне пчеловодство, плотническое дел Ишкары (Ишкарово) находилась при р. Саръязы и «столбовой» (почтовой) дороге еланцев. В опубликованных источниках несколько раз упоминается боевая деятельность в 1773— 1774 гг. тархана и старшины Ишкара Арсланова. Он был пугачевским полковником, в июне второго года Крестьянской войны отошел от восстания. Он назван старшиной Киргизской волости. С.У.Таймасов считает его старшиной Кыпчакской волости Казанской дороги . А.З.Асфандияров считает его первопоселенецем одноименного поселения . Однонациональное поселение после припуска в 1755 г. тептярей из татар становится полиэтническим . В 1795 г. здесь проживало 18, в 1816 г. – 24, в 1834 г. – 32 тептярей из татар. Часть населения были башкирами-припущенниками: в 1816 г. их насчитывалось 10 человек. Основаня часть жителей были башкирами-вотчинниками: в 1816 г. – 94 человек. Ишкарово – родина заслуженной артистки РФ, народной артистки РБ Сиражетдиновой Фануны Ханифовны. Примечательно, но именно ее «по матерински добрый, ласковый голоскаждый вечер убаюкивает малышей калыбельной песней в передаче «Сәнгелдәк» . Эта же деревня подарила республике известного экономиста Лябиба Сахиуллиновича Калимуллина. Среди важнейших его должностей отметим работу министром топливной промышленности БАССР (1984 - 1988 гг.), министром финансов БАССР (1988 - 1990 гг.) .
Саиткулово
История деревни Саиткулово
Деревня Саиткулово в конце XVIII в. состояла из 22 дворов, в каждом из которых проживало по 6,1 человека. Через 64 года на каждый из 88 дворов приходилось по 5,2 жителя. Населенность двора снижалась. В 1920 г. в среднем по 4,8 человека приходилось на 1 двор из 72.
По материалам VII ревизии известен сын первопоселенца юртовой старшина 67-летний Абдулсалям Саиткулов. Сын Абдулсаляма Саитбаттал, 1790 г., служил зауряд-есаулом. X ревизия 1859 г. зафиксировала имена его сыновей и внуков. Старший сын Саитбаттала Шагингарей (48 лет) имел детей Хисаметдина, Низаметдина, Шамсутдина, Гималетдина. Второй сын, 44-летний Тимирбулат, служил указным муллой. Известен его сын - 11-летний Шагигалей. Третий сын Саитбаттала — 40-летний Зайнагабдин. Его 7-летнего сына звали Мухаметсабиром.
В 1842 г. на 383 человека было засеяно 1072 пуда ярового хлеба.
В 1855—1863 гг. в д. Саиткулово находилась штаб-квартира 2-го башкирского кантона. В 1858 г. здесь была открыта русско-башкирская школа. В течение последующих двух лет такие же школы появились в деревнях Исянгулово Оренбургского уезда, Метелево Челябинского уезда. В 1862 г. в Башкирском войске действовало 27 русско-башкирских школ, где обучалось 466 детей из рядовых, 32 человека из богатых семей. В 1869 г. в д. Саиткулово была открыта школа по обучению башкирских девочек русской грамоте, огородничеству и домоводству. Д. Саиткулово с 1866 г. была центром сельского общества, куда, кроме нее, входили деревни Якшимбетово, Мурадымово, Мусино, Бекешево.
По-видимому, деревня носит имя влиятельного башкира Саиткула Кызылбаева, участвовавшего в 1754 г. в продаже рудных мест заводчикам Твердышеву и Мясникову.
Кызыл-Байрак
деревня КЫЗЫЛ БАЙРАК.
Кызыл Байрак образовался в 1924 году почти одновременно с одноимённым колхозом, первым председателем которого стал один из основателей селения Рахматулла Исмагилов. Вместе с ним пришли сюда навеки поселиться Галимжан Галиахметов, Гумер Насыбуллин, братья Файзрахман, Гали и Гарифжан Акберовы со своими семьями.
Кстати, один из представителей клана Акберовых — Шигап — стал воспитателем и духовным наставником знаменитого Салиха Сайдашева. Вероятно, именно через него, через гармоничность и музыкальность простонародного татарского языка, непритязательность быта, основы земного, исконного культурного наследия и впитал будущий композитор всё то, что впоследствии выдвинуло его в первые ряды звёздной национальной элиты, сделало, собственно, композитором, любимым своим народом.
Недаром много лет спустя Сайдашев продолжал постоянно приезжать на свою вторую родину в поисках вдохновения, здесь же написал и свой самый известный марш. А сейчас рядом с мечетью, посреди моря цветов стоит памятник татарскому гению — причудливо обрамлённые мраморные камни, стилизованные под необработанные валуны, дабы сохранить их самобытность, как сохранила её навеки сайдашевская музыка.
Сама мечеть — нечто грандиозное. Высоченное здание с минаретами и башенками, переливающимися на солнце множеством оконных стёкол, смотрится в зеркало Волги с края обрыва, а с другой стороны отражается в реке роскошный сосновый бор. Построена мечеть была, как считают местные жители не совсем правильно — обрыв, на котором она стоит, имеет явную тенденцию к сползанию, что угрожает архитектурному шедевру. Однако к чести строителей надо сказать, что в другом месте, более подходящем по всяким нормам и правилам, представить это культовое сооружение невозможно. Лучше уж всемерно укрепить обрыв.
Была в деревне и своя начальная школа, но за отсутствием учеников её недавно закрыли. В этом же здании находится и библиотека, главным образом — национальная, где рекомендует книжки сельчанам Рафиля Ганиятова.
Иными словами, совершенно понятно, почему тянутся в этот живописный посёлок с богатой историей и чудной природой не только всякого рода знаменитости, но и довольно высокого ранга должностные люди всетатарского масштаба.
Семилетка
Семилетка (башк. Семилетка) — село в Дюртюлинском районе Башкортостана, административный центр Семилетовского сельсовета. История
Образовано в 2016 году как рабочий поселок. Именно здесь началось зарождение нефтяной индустрии Дюртюлинского района Башкортостана.
Открытие и начало эксплуатации Манчаровского месторождения послужило основой для создания нефтегазодобывающего предприятия. Таким предприятием стал Культюбинский укрупненный нефтепромысел.
25 сентября 1957 года в нефтяные артерии страны влилась первая тонна манчаровской нефти, право первым открыть задвижку было доверено оператору по добыче нефти и газа М. С. Шафикову. К 1960 году добыча жидкого топлива в этом районе республики пошла в гору и промысел по праву был переименован в нефтегазодобывающее управление «Чекмагушнефть».
После того, как манчаровская нефть пошла на заводы, в конце 1957 года были построены три барака для нефтяников и транспортников. Они стали первыми жилыми домами поселка Семилетка. За короткий период самоотверженным трудом нефтяников и буровиков, транспортников и строителей, был создан крупный производственный комплекс по добычи нефти и газа. В развитие и строительстве нашего села большой вклад внесли коллективы ряда смежных предприятий: строительно-монтажного управления, Дюртюлинского управления буровых работ, Дюртюлинского управления технологического транспорта, геофизики, дорожно-строительные организации, отделы рабочего снабжения и связи.
Проектно-изыскательные работы по застройке посёлка нефтяников выполнил институт „Башнефтепроект“. а учётом перспективы развития месторождения, стали изыскивать площадь под капитальное строительство жилого поселка, так как по мнению специалистов, дальнейшее обоснование в Красном Аташе было нецелесообразным. Комиссия в составе И. Кузнецова, М. Кувыкина, В. Золотухина, Р. Камалетдиновой, а также представителей местных властей объехала много деревень и остановила свой выбор у опушки леса деревни Верхнеманчарово. В начале семьи рабочих и инженерно-технического персонала жили в Серафимовке, работы велись вахтовым методом. Питьевую воду на рабочие места подвозили на лошадях с родника недалеко от моста через реку Куваш, а хлеб из села Чекмагуш. Доставка стройматериалов осуществлялась по маршруту Буздякский перекресток — Дюмеево — Верхнеяркеево — Манчарово — Красный Аташ. Строить новый посёлок стали СФ „Дюртюлистрой“ (строительное управление № 1) и передвижная механизированная колонна № 8 со своими постоянными субподрядчиками — нефтедобытчиками и нефтепереработчиками. На период начала строительства поселка это строительное управление являлось подразделением Туймазинского территориального стройуправления — Государственное Союзное Серафимовское стройуправление, созданное в январе 1950 года.
Из воспоминаний П. Р. Черненко, старший инженер СУ-1: „В начале 60-х годов был принят семилетний план. В честь этого поселок был назван Семилеткой“.
Верхнеяркеево
Верхнеярке́ево (башк. Үрге Йәркәй) — село, административный центр Илишевского района Республики Башкортостан, а также Яркеевского сельсовета и Юнновского сельсовета (в состав сельсовета не входит). История
Первые упоминания о селе Верхнеяркеево относятся к 1660-м годам. Основатель села Яркей Янчурин, башкир рода Елан Казанской дороги. В 1728 году в прошении башкир всех четырех дорог императору Петру II «об учинении розыска по поводу обид и притеснений, перенесенных ими от воевод и целовальников (сборщиков податей), и об охранении их вотчинных прав на земли» есть подписи и тамги, среди которых также была тамга Яркая. 6 марта 1728 года большая депутация башкир всех 4 дорог, в составе которого был Яркей Янчурин, прибыла в Москву для подачи своего прошения императору: «Яркей, башкирец, с товарыщи был у Петра II, который приказал ежегодно ко двору своему ездить». По указу Петра II «велено им, башкирцам, беглых казанских татар, которые у них жили, возвратить в прежние их жилища, и оных они и возвратили, а ныне живут на их земле беглые татара Яиклыч с товарыщи. И чтоб тех татар от них выслать в прежние их жилища, и о том бы послать указ к воеводе».
Первоначальное название деревни Ялан, которая впоследствии названа Яркеевым. К 1920 году она разделилась на две деревни: Верхнеяркеево и стоящую от неё в одной версте Нижнеяркеево.
История села Верхнеяркеево
В другом документе уточняется его фамилия. Отца его звали Янчурой, поэтому носил фамилию Янчурин. 6 марта 1728 г. большая депутация башкир всех 4-х дорог прибыла в Москву для подачи своего прошения императору. О том, что он действительно был на приеме у Петра II, говорит другой источник: «Яркей, башкирец, с товарыщи был у Петра II, который приказал ежегодно ко двору своему ездить». По указу Петра II «велено им, башкирцам, беглых казанских татар, которые у них жили, возвратить в прежние их жилища, и оных они и возвратили, а ныне живут на их земле беглые татара Яиклыч с товарыщи. И чтоб тех татар от них выслать в прежние их жилища, и о том бы послать указ к воеводе». В конце концов уточняется и его волость - Еланская.
Как видно из всего вышеприведенного, местожительство Яркая - д. Ялан, которая впоследствии названа Яркеево.
По ревизиям известны сыновья, внуки, правнуки Яркая Янчурина. Его сыновья Файзулла (его - урядник Фафритдин, с 1792 года, и Сафритдин, с 1802 года, его - Мухаматдин, Гаяутдин), Сайфулла (его - Музафар, с 1800 года, его сын Мухаметшариф, с 1822 года), Фазыл (его сын Хуснутдин, с 1792 года, его - Хуснумардан).
Зауряд-есаул Курамша Раимов сын Исимов, с 1775 года, участвовал в войне против Франции в 1806-1807 гг. в составе 7 башкирского полка (его сыновья - Шагимурат, Абдулнафик, Мухаметвасим, Габсахулла, Валиулла, Югамий). Здесь же жил старшинский писарь из башкир Саттар Надыров сын Узбаков, с 1786 года, 4 раза побывавший на внешней службе по охране Оренбургской пограничной линии. Его сына звали Тляккабылом.
В 1718 г. жители деревни припустили тептярей.
В восстании Пугачева участвовали 14 ясачных татар, вскоре перешедших в сословие тептярей.
Развитие деревни показано в таблице.
К 1920 г. было две деревни: Верхнеяркеево и отстоящая от коренной в 1 версте Нижнеяркеево, где тогда насчитывалось 932 башкира при 183 дворах. Перепись 1920 г. «преобладающей национальностью» правильно показала башкир, поскольку они составляли 80 процентов жителей. Однако при этом выпали из поля зрения тептяри и мишари (19 в 1834 г., 40 вместе с безземельными башкирами в 1858 г.).
1843 г. 512 башкир (вотчинников и припущенников) сеяли 600 пудов озимого и 784 пуда ярового хлеба.
В начале XIX в. здесь находилась почтовая станция, поскольку через деревню проходила «столбовая» (почтовая) дорога.
В деревне было 2 мечети. 6 яркеевцам принадлежало 6 мельниц, действовавших на берегах р. Базы и Ише.
Итеево
Итеево (башк. Этәй) — село в Илишевском районе Башкортостана, административный центр Итеевского сельсовета.
История деревни Итеево
Развитие деревни показано в таблице.
В 1843 г. посев 109 башкир равнялся 192 пудам озимого и 264 пудам ярового хлеб
Андреевка
История деревни Андреевка
Деревня Андреевка по местоположению у речки еще называлась Бишбукен. Андреевка - самая ранняя из русских поселений на территории района. Однако указать точное время его возникновения не можем. Во всяком случае к 1811 г. Андреевка стала уже селом - крупным населенным пунктом. В село удельных крестьян из Мензелинского уезда Оренбургской губернии переселилась новая их группа, причем самовольно заняли башкирские земли Еланской волости, считая их казенными. Одним словом Андреевка могла возникнуть в середине XVIII в. В 1870 г. в селе насчитывалось 222 двора, где проживали 804 мужчины и 780 женщин. Перепись 1920 г. учла 2598 русских при 446 домах. При селе находилась пристань с 3 жилыми дворами и 78 жителями.
В 1870 г. в Андреевке размещалось волостное правление, имелась церковь. Рядом находился поташный завод. Были и мельницы: 3 водяные, 2 ветряные. По пятницам проводились базары, в конце декабря - ярмарка. Торговцам принадлежало 16 лавок.
При д. Андреевка была еще одна пристань, принадлежавшая Пешехонову. В 1920 г. там в 2 дворах проживало 5 русских.
Вся информация о населенных пунктах взята из открытых источников интернета,Википедии.