Главы МИД России, Ирана и Турции впервые проведут встречу в дистанционном формате.
Как сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова, предстоящие переговоры запланированы на 22 апреля и пройдут на «министерском уровне».
«Подтверждаем проведение трехсторонних переговоров на министерском уровне по Сирии («астанинский» формат) 22 апреля в дистанционном варианте», - сказала Мария Захарова. Отметим, что стремительно распространяемая пандемия внесла свои коррективы и данная встреча видоизменилась под формат переговоров, которые впервые с момента первой встречи так называемой «астанинской тройки» пройдут дистанционно.
Подтверждение планируемого мероприятия нашло и в беседе главы иранского внешнеполитического ведомства Мохаммада Джавада Зарифа с сирийским лидером Башаром Асадом. В ходе встречи стороны затронули ряд актуальных проблем сирийского кризиса, которые нужно обсудить на ближайшей встрече – это идлибский вопрос, а также создание и функционирование конституционного комитета.
Прежде всего уточним, что крайней до предшествующего раунда переговоров по Сирии в подобном формате, была встреча в столице Казахстана – Нур-Султане 10-11 декабря 2019 года. Следующий этап планировалось провести в марте текущего года. К тому же официальный спикер иранского МИД Аббас Мусави заявлял, что до ситуации с распространением коронавируса встречу предлагалось организовать в Иране.
Напомним, как сообщал портал «Военная платформа», с началом 2020 года ситуация в Идлибской зоне деэскалации продолжает стремительно деградировать. На фоне возросших провокаций и обстрелов боевиками позиций Сирийской арабской армии и мирных населенных пунктов, правительственные силы с союзниками были вынуждены перейти в наступление. Это привело к освобождению крупных стратегически важных районов в провинциях Идлиб и Алеппо. В частности, было полностью восстановлено движение по трасе М-4 Алеппо-Дамаск. Турция, в свою очередь, стала оказывать всестороннюю поддержку боевикам, с целью остановить продвижение сирийской армии.
Вскоре после очередного витка напряженности, 5 марта, состоялись переговоры президентов России и Турции, в ходе которых стороны выразили приверженность «астанинкому формату», а также согласовали важный документ, регламентирующий следующие шаги: прекращение огня в Идлбской зоне деэскалации, освобождение участка стратегической трассы М-4 Алеппо-Латакия от боевиков незаконных вооруженных формирований и ее совместное российско-турецкое патрулирование. Вышеуказанные пункты, естественно, выполняются не полностью, если не сказать точно – практически не выполняются. Нарушение режима прекращения огня со стороны боевиков фиксируется регулярно, трассу в зоне своей ответственности турецкая сторона от радикалов так и не освободила, а патрулирование, в связи с невыполнением двух предыдущих пунктов, проводится по сокращенному маршруту, так как Анкара не может гарантировать безопасность на всем маршруте движения.
Москва неоднократно заявляла, что турецкая сторона не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства по Сирии, а точнее: не отмежевала вооруженную оппозицию, которая готова к диалогу с правительством в рамках политического процесса, от террористов. В свою очередь, вице-президент Турции Фуат Октай выступил с заявлением, что взятые на себя обязательства по Идлибу страна выполнила. Что Идлиб еще долгое время останется предметом политических дебатов, встреч, а еще и вооруженных противостояний (как бы не хотелось это минимизировать), факт известный и устоявшийся. Ведь Турция имеет свои региональный интересы как в Сирии, так и на Ближнем Востоке. А дай ей свободу действий, так она просто аннексирует провинцию Идлиб, как сделала фактически тоже самое с некогда сирийской провинцией Хатай (Антакья), ныне турецкой территорией.
Что касается конституционного комитета по Сирии, то этот вопрос в повестке «астанинской тройки» можно выделить особняком. Так, структура комитета состоит из трех частей - по 50 представителей от оппозиции, правительства и гражданского общества. Полный состав комитета включает 150 человек, по 50 из каждой группы. Главной задачей комитета является подготовка конституционной реформы в Сирии. А уже на ее основе предполагается провести в арабской республике выборы, тем самым положив начало политическому урегулированию сирийского конфликта.
Вот здесь и кроется целый клубок трудно решаемых проблем, связанных как с составом комитета, так и довольно спорным вопросом о легализации выборов, задуманных по инициативе рабочей группы конституционного комитета.
- Во-первых, Сирия государство полиэтническое, где испокон веков проживает много народностей с правом на свою историю и культуру. То есть интересы всех слоев сирийского общества необходимо иметь в виду при создании такого важного документа.
- Во-вторых, провести будущие выборы при условии успешной работы комитета и создания всех правовых норм, не представляется возможным из-за того, что до сих пор северо-восточные провинции Сирии фактически оккупированы иностранными военными (международная коалиция во главе с США) и подконтрольными им курдскими формированиями.
- И в-третьих, на организацию и проведение выборного процесса у Дамаска, в случае возникновения такой необходимости, не хватит попросту средств и административного ресурса. Так как прежде чем задумывать такие «космические» планы относительно мироустройства внутри Сирии, нужно обеспечить в ней мир и стабильность.
А пока Анкара не готова идти на компромиссы, достичь какого-то успеха политическим путем на территории Сирии будет крайне тяжело.
Читайте также: «Нудоль» выходит на гиперзвук или новый противоядерный щит России
Не забывайте ставить лайки, писать свои комментарии и подписываться на наш канал.