Найти в Дзене
САМАРА ПОМНИТ

«Имена Победы». Имени авиаконструктора Сергея Ильюшина, построившего тысячи самолётов

В Самаре множество улиц носят имена героев Великой Отечественной войны, есть много других топонимов, увековечивающих память войны. Но не все жители и гости города знают, какие подвиги они совершили, какой вклад внесли в дело победы. Проект "Имена Победы" рассказывает о событиях ВОВ, их героях и об истории нашего города.

В 2019 году безымянному пространству возле памятника штурмовику Ил-2 на пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе присвоили наименование Площадь авиаконструктора Ильюшина. Остановка «Ипподром» получила название остановка «Площадь авиаконструктора Ильюшина».

-2

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 (30) марта 1894 года в деревне Дилялево (сейчас Вологодский район Вологодской области) в семье крестьянина Владимира Ивановича и его жены Анны Васильевны. У него было восемь братьев и сестёр, выжили и выросли семь. Сергей закончил земскую школу села Березники. В 1909 году он по примеру старших братьев начал работать.

В 1910 году работал землекопом на Коломяжском ипподроме в Санкт-Петербурге. Осенью там проходил 1-й Всероссийский праздник воздухоплавания. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских авиаторов и «заболел» небом.

Осенью 1914 года его мобилизовали в армию. Из пехотной учебной команды в составе семи человек для службы в авиации по собственной просьбе он был переведен в команду Северного района авиации на Комендантский аэродром Санкт-Петербурга сначала ангарным, затем помощником авиамоториста, младшим и старшим мотористом. Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота, окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба.

-3

В 1918 году Ильюшин уехал в Вологду заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В мае 1919 года Сергей Владимирович стал авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта. 21 сентября 1921 года Ильюшин был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 года – Военно-воздушная Академия имени профессора Н.Е.Жуковского). В 1923 году Сергей Владимирович спроектировал первый планер «Мастяжарт» (АВФ-3). Построив его с участниками кружка, участвовал в 1-м Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле в ноябре 1923 года. Позднее спроектировал и построил планеры «Рабфаковец» (АВФ-4) и «Мастяжарт-2» (АВФ-5). Содействовал созданию и участвовал в работе Высшей лётно-планерной школы ОСАвиаХима в Коктебеле. А 4-й его планер «Москва» (АВФ-21) на Рёнских состязаниях планеристов в Германии в августе 1925 года (лётчик Константин Арцеулов) получил 1-й приз за продолжительность полёта.

В 1926 году Ильюшин окончил академию с дипломом по разработке самолёта-истребителя, став военным инженером-механиком Воздушного Флота. До войны он работал в разных ОКБ и создавал самолёты, в том числе экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ).

-4

Именно выпуск Ил-2, его модификаций Ил-2М (1942), Ил-8 (1943), Ил-10 (1944) и Ил-10М С.В.Ильюшин и контролировал в Куйбышеве, нередко приезжая сюда и подолгу живя здесь в годы войны. За эту работу 25 ноября 1941 года он получил звание Героя Социалистического труда.

С 1943 года Ильюшин разрабатывал пассажирские самолёты Ил-12 (1945), Ил-14 (1950), Ил-18 (1957), Ил-62 (1963), но не оставил без внимания военную авиацию: штурмовики Ил-16 (1945) и Ил-40 (1953), бомбардировщики Ил-22 (1947), Ил-28 (1948), Ил-30 (1949), Ил-46 (1952) и Ил-54 (1955), десантно-грузовой планер Ил-32 (1948), противолодочный Ил-38 (1961), радиоэлектронной разведки Ил-20 (1968). Скончался Ильюшин 9 февраля 1977 года.

-5