Медведь во все времена новой истории был символом России. Сейчас это могучее животное красуется на эмблеме «Единой России». Но не всегда власти поднимали зверя «на гора». С 1867 по 1892 год был произведен массовый отстрел медведей по всей территории Российской империи.
30 декабря 1866 года был издан указ за номером 44065 «О воспрещении промысла водить медведей для забавы народа». Высочайшее утвержденное положение Совета Министров, объявленное Сенату Министром ВД. Резолюция была означена так: «Государь Император по положению Комитета Министров в 30-ый день декабря 1866 года, Высочайше повелел соизволить: воспретить существующий промысел водить для забавы народа медведей, с тем, чтобы сроком окончательного прекращения сего промысла было назначено 5 лет, считая с 1887 года».
Указ был составлен по записке, поданной в Комитет Министров 12 декабря 1866 года от Российского общества покровительства животных, учрежденного в 1865 году в Санкт-Петербурге. Некоторые цитаты из нее:
«Общество ходатайствует о совершенном воспрещении этого промысла, с одной стороны потому, что обучение их сопряжено с жестокими мучениями сих зверей, в другой – что занятие это дает возможность лицу, водящему таких медведей (вожаку) привыкать к жестокосердию, безнравственности и бродяжеству».
«Промысел этот не может не иметь вредного влияния на занимающихся им, ожесточая в них нравственное чувство, что приучает к лености, праздношатательству и пьянству, предоставляя ЛЕГКИЙ СПОСОБ добывания денег и даровое угощение, меж тем, как для народа доставляет самую грубую забаву».
Что ж на первый взгляд Указ вполне логичен и рационален – забота о животных и народонаселении. Но странно то, что по этот документ в течение означенного срока был произведен массовый отстрел медведей в дикой природе. Только в центральных губерниях России (и это то, что удалось документально установить) были убиты от 4,5 до 5 тысяч зверей. Эти документальные материалы обнаружены и исследованы профессором истории Александром Владимировичем Пыжиковым.
Есть описания современников этого мероприятия. Классик русской литературы П.И. Мельников-Печерский пишет: "«В Сергачском уезде деревень до тридцати медвежатным промыслом кормилось — жилось не богато, а в добрых достатках. Закупали медвежат у соседних чуваш да черемис Казанской губернии, обучали их всякой медвежьей премудрости: "как баба в нетопленной горнице угорела, как малы ребята горох воровали, как у Мишеньки с похмелья голова болит". Хаживали сергачи со своими питомцами куда глаза глядят, ходили вдоль и поперек по русской земле, заходили и в Неметчину на Лейпцигскую ярмарку. Исстари велся тот промысел: еще на Стоглавом соборе, жалуясь Грозному на поганские обычаи, архиереи про сергачей говорили, что они "кормяще и храняще медведя на глумление и на прельщение простейших человек, велию беду на христианство наводят.
Изводил их саксонский король, а в конец погубило заведенное недавно общество покровительства всяким животным.
В тридцати деревнях не одну сотню ученых медведей мужики перелобанили, а сами по миру пошли; все-таки — отхожий промысел".
На этом преследование медведей не закончилось. В первом российском законе об охоте от февраля 1892 года, в разделе хищников, на которых можно охотиться круглогодично, УБИВАТЬ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ, кроме отравы, на первой позиции назван медведь. И только потом волки, лисы и прочие.
Поскольку в Российской империи существовало два мира и две культуры, стоит отметить и вторую позицию. Для всех народов, населяющих территории, от Польши до Тихого океана, медведь был символом могущества, родства, хозяина. Это священное животное. По народным поверьям Бог создал медведя и человека одновременно. Святыми называли лишь тех отшельников, которые выходили из леса с медведем. Так относились к зверю славяне, татары, половцы, буряты, мордва, коми, лезгины, армяне, чеченцы и представители других этносов России