Найти тему
Наталья Шабан

Чем медведи русских царей обидели?

Медведь во все времена новой истории был символом России. Сейчас это могучее животное красуется на эмблеме «Единой России». Но не всегда власти поднимали зверя «на гора». С 1867 по 1892 год был произведен массовый отстрел медведей по всей территории Российской империи.

30 декабря 1866 года был издан указ за номером 44065 «О воспрещении промысла водить медведей для забавы народа». Высочайшее утвержденное положение Совета Министров, объявленное Сенату Министром ВД. Резолюция была означена так: «Государь Император по положению Комитета Министров в 30-ый день декабря 1866 года, Высочайше повелел соизволить: воспретить существующий промысел водить для забавы народа медведей, с тем, чтобы сроком окончательного прекращения сего промысла было назначено 5 лет, считая с 1887 года».

Указ был составлен по записке, поданной в Комитет Министров 12 декабря 1866 года от Российского общества покровительства животных, учрежденного в 1865 году в Санкт-Петербурге. Некоторые цитаты из нее:

«Общество ходатайствует о совершенном воспрещении этого промысла, с одной стороны потому, что обучение их сопряжено с жестокими мучениями сих зверей, в другой – что занятие это дает возможность лицу, водящему таких медведей (вожаку) привыкать к жестокосердию, безнравственности и бродяжеству».

«Промысел этот не может не иметь вредного влияния на занимающихся им, ожесточая в них нравственное чувство, что приучает к лености, праздношатательству и пьянству, предоставляя ЛЕГКИЙ СПОСОБ добывания денег и даровое угощение, меж тем, как для народа доставляет самую грубую забаву».

Что ж на первый взгляд Указ вполне логичен и рационален – забота о животных и народонаселении. Но странно то, что по этот документ в течение означенного срока был произведен массовый отстрел медведей в дикой природе. Только в центральных губерниях России (и это то, что удалось документально установить) были убиты от 4,5 до 5 тысяч зверей. Эти документальные материалы обнаружены и исследованы профессором истории Александром Владимировичем Пыжиковым.

Есть описания современников этого мероприятия. Классик русской литературы П.И. Мельников-Печерский пишет: "«В Сер­гач­ском уезде де­ре­вень до трид­ца­ти мед­ве­жат­ным про­мыс­лом кор­ми­лось — жилось не богато, а в добрых до­стат­ках. За­ку­па­ли мед­ве­жат у со­сед­них чуваш да че­ре­мис Ка­зан­ской гу­бер­нии, обу­ча­ли их всякой мед­ве­жьей пре­муд­ро­сти: "как баба в нетоп­лен­ной гор­ни­це уго­ре­ла, как малы ребята горох во­ро­ва­ли, как у Ми­шень­ки с по­хме­лья голова болит". Ха­жи­ва­ли сер­га­чи со своими пи­том­ца­ми куда глаза глядят, ходили вдоль и по­пе­рек по рус­ской земле, за­хо­ди­ли и в Немет­чи­ну на Лейп­циг­скую яр­мар­ку. Ис­ста­ри велся тот про­мы­сел: еще на Сто­гла­вом соборе, жа­лу­ясь Гроз­но­му на по­ган­ские обычаи, ар­хи­ереи про сер­га­чей го­во­ри­ли, что они "кор­мя­ще и хра­ня­ще мед­ве­дя на глум­ле­ние и на пре­льще­ние про­стей­ших че­ло­век, велию беду на хри­сти­ан­ство на­во­дят.

Из­во­дил их сак­сон­ский король, а в конец по­гу­би­ло за­ве­ден­ное недав­но об­ще­ство по­кро­ви­тель­ства всяким жи­вот­ным.

В трид­ца­ти де­рев­нях не одну сотню ученых мед­ве­дей мужики пе­ре­ло­ба­ни­ли, а сами по миру пошли; все-таки — от­хо­жий про­мы­сел".

На этом преследование медведей не закончилось. В первом российском законе об охоте от февраля 1892 года, в разделе хищников, на которых можно охотиться круглогодично, УБИВАТЬ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ, кроме отравы, на первой позиции назван медведь. И только потом волки, лисы и прочие.

Поскольку в Российской империи существовало два мира и две культуры, стоит отметить и вторую позицию. Для всех народов, населяющих территории, от Польши до Тихого океана, медведь был символом могущества, родства, хозяина. Это священное животное. По народным поверьям Бог создал медведя и человека одновременно. Святыми называли лишь тех отшельников, которые выходили из леса с медведем. Так относились к зверю славяне, татары, половцы, буряты, мордва, коми, лезгины, армяне, чеченцы и представители других этносов России