Найти тему
tftgroup

Проверяем качество юридических документов

Бесспорно, что в работе каждого юриста огромную роль играют документы. Сегодня множество специалистов в своей деятельности применяют определенные стандарты качества при подготовке процессуальных документов, составлении договоров, соглашений, разработке учредительных документов юридических лиц и прочем.

На наш взгляд, это является положительной тенденцией, поскольку свидетельствует о профессионализме, о серьезном отношении к своей работе и проблеме клиента. Такой подход повышает уровень доверия к юридическому сообществу, а также способствует тому, что специалисты различных областей могут осуществлять свою работу более эффективно.

Тем не менее, какой-либо механизм оценки качества юридического документа в настоящее время отсутствует, в связи, с чем мы решили поделиться своими наработками и стандартами, которыми руководствуемся при оказании юридических услуг.

В первую очередь, мы считаем, что юридический документ должен быть написан грамотно, с соблюдением всех правил русского языка. Он должен быть составлен просто и ясно, так, чтобы его смысл и содержание были понятны каждому, от клиента до судьи. Использование в тексте «канцеляритов», вводных слов, причастных оборотов и сложносочиненных предложений, как правило, не несет в себе никакой смысловой нагрузки, а только делает текст тяжелее и соответственно сложнее для понимания.

Для процессуального документа большое значение имеет его структура – стройность, последовательность и логичность изложения мыслей. Различные аргументы в тексте должны быть отделены друг от друга, мысли не должны сливаться в «кашу», каждую мысль необходимо выделять, обобщать и делать вывод в заключении. Задача юриста состоит в том, чтобы доступно донести позицию клиента судье, который при большой нагрузке должен прочитать документ и без дополнительных усилий понять суть вопроса. Поэтому дополнительным показателем хорошей юридической техники является использование, где это возможно, рисунков, таблиц, диаграмм и другой инфографики.

Разумеется, что помимо оформления текста важно его содержание и умение юриста преподнести фактические обстоятельства дела, обосновать свою позицию ссылками на нормы права, а также сделать текст удобным для прочтения и анализа.

Готовые процессуальные документы должны выглядеть так, как, например, выглядят официальные документы государственных органов, на чистых, гладких и ровных листах, без правок и зачеркиваний, и содержать все необходимые реквизиты.

«Простыня текста» - это сленговое название для обозначения неструктурированного документа, где мысли сбиты в «кучу», отсутствует деление на абзацы и логика повествования. К сожалению, сегодня такое явление имеет место быть. Однако полагаем, что в работе юриста использование таких документов категорически недопустимо, поскольку это является показателем качества оказываемых услуг в целом, так как именно с порядка в документах начинается порядок во всей деятельности специалиста.