Новостные ленты завалены сообщениями об отрицательной цене на нефть. Давайте разберёмся, как такое вообще возможно и как это повлияет на нашу страну.
В связи с вирусным и экономическим кризисом потребление нефти в мире падает, в то время как добычу по щелчку пальцев не остановишь - это если коротко о снижении цен в принципе. Подробнее о причинно-следственных связях можно почитать мои предыдущие посты.
Почему же цена стала отрицательной?
Дело в том, что мало нефть произвести, переработать и поставить в виде бензина-керосина-мазута потребителям. Её надо ещё где-то хранить.
Безусловно, у каждого нефтеперерабатывающего завода есть свои хранилища, обеспечивающие запас нефти на несколько недель работы предприятия. Но основные объёмы хранятся в специализированных хранилищах, разбросанных по всему миру, уже оттуда нефть поставляется на заводы для переработки.
Хранилища бывают стационарные - например, в городе Кушинг (США) единовременно может храниться 82 млн. баррелей.
А бывают передвижные - гигантские объемы нефти находятся во чреве огромных супертанкеров, способных вмещать по 2 миллиона баррелей. Которые либо стоят в порту в очереди на разгрузку, либо болтаются в морях-океанах, когда в мире нефти производится больше, чем потребляется (как сейчас).
Дальше всё просто - действует закон спроса и предложения. Спрос на нефть падает, спрос на хранение нефти растёт, в то время как предложение нефти (т.е. её добыча) остаётся на прежнем уровне. И в какой-то момент возникает ситуация, когда производитель нефти, у которого зачастую нет технической возможности законсервировать скважины до лучших времён, вынужден резко снижать стоимость нефти, либо даже доплачивать просто за то, чтобы покупатель, забрал её и разместил в какое-то хранилище.
Что это значит для нас?
Да ничего не значит. Потому что журналисты всё не столько переврали, сколько забили ленты "кричащими" заголовками дабы хайпануть. Если копнуть на пол штыка - всё окажется как в том анекдоте, когда не выиграл, а проиграл, и не в лотерею, а на скачках и не сегодня, а три года назад.
Во-первых, в минус ушла стоимость не нашей нефти.
В мире есть куча месторождений, на которых производится разная по своему составу, сложности переработки и доставки нефть. Исторически сложилось, что всю нефть классифицируют в четыре основные товарные марки (или, если хотите, брэнда). Вот они:
Brent - смесь сортов нефти, добываемых на британских и норвежских месторождениях в Северном море. Считается ценовым эталоном в Европе.
WTI или West Texas Intermediate - нефть, добываемая в США. Именно её стоимость пробила днище.
Dubai Crude - как следует из названия, это уже про страны Персидского залива.
И, наконец, Urals - это нефть, добываемая на просторах нашей необъятной родины. Точнее - смесь, ибо страна у нас огромная и нефть доставляется и до наших заводов, и до Европы по нефтепроводу.
В трубу сливают нефть производители из разных регионов и получается, что лёгкая в переработке нефть из Западной Сибири в какой-то момент смешивается с "тяжёлой" нефтью из Самарской области и Татарстана. А в результате получается смесь Urals.
Все сорта нефти торгуются с небольшой скидкой к стоимости Brent.
К примеру, прямо сейчас баррель Brent стоит 23,8, а WTI уже 20,6 долларов.
Почему цена на WTI положительная? - спросите вы.
Тут переходим ко второму пункту.
Потому что вообще цена на нефть формируется на биржах, где производители, покупатели и посредники (а как же без них) находят друг друга. Основных бирж две - это Нью-Йоркская товарная биржа и Лондонская межконтинентальная биржа. На них торгуют всеми сортами нефти, но для сорта WTI "родная" площадка в Нью-Йорке, а для Brent (да и для Urals) - в Лондоне.
Собственно, провал WTI произошёл вчера, на Нью-Йоркской бирже. Прочие сорта нефти как торговались раньше, так и продолжили торговаться, да и WTI сегодня, как вы видите, стоит те же плюс-минус 20 баксов, как позавчера.
Почему так произошло? Цена формируется под воздействием множества факторов, скачки вверх и вниз случаются регулярно. Хотя такого, чтобы нефть стоила минус 38 долларов (было несколько сделок по такой цене) - действительно раньше не бывало.
Могу предположить, что либо какой-то спекулянт внезапно вывалил на биржу к продаже огромный объём нефти. Либо наоборот, какой-то производитель решил наказать спекулянтов и, пользуясь своими резервами (и нефтяными, и финансовыми), кратковременно обрушил цену на нефть. Дело ясное, что дело тёмное.
Что нам от этого?
Повторюсь - принципиально ничего.
Важным показателем является стоимость нефти в течение длительного периода, а не такие разовые скачки.
И, к сожалению, благодаря "мудрой" политике руководства страны, усугублённой начавшимся кризисом, цена на нефть в длительной перспективе будет невысокой (хотя и не отрицательной), российский бюджет - дырявым, а все мы - ещё более духовными. А что ещё остаётся, когда про материальное богатство в самой богатой стране мира 95% населения знает только по сказкам из зомбоящика?