Найти тему

Борис Поплавский. Автоматические стихи из глубин подсознания

Борис Поплавский. 1929 год
Борис Поплавский. 1929 год

С появлением интернета на арену выходит множество интересных поэтов, о которых раньше слышали лишь в «кругу избранных». Не потому что эти авторы были запрещены, а потому что в советское время были популярны совсем иные герои. «круге избранных». Не потому что эти авторы были запрещены, а потому что в советское время были популярны совсем иные герои.

Пусть вернутся из небытия все, кто случайно (или не случайно) был забыт временем.
Париж  30-х годов. Кафе "Ротонда", где собиралась творческая интеллигенция
Париж 30-х годов. Кафе "Ротонда", где собиралась творческая интеллигенция

Очень интересным и своеобразным поэтом является Борис Поплавский, родившийся в 1903 году, но уже к 1921 году переехавший с отцом в Париж. По сути, он считается эмигрантским автором, но по существу таким никогда не являвшийся. Он и за границей вёл аскетический образ жизни, избегая общения с известными эмигрантами, такими как Б. Зайцев, В. Ходасевич, И. Бунин. Они ему не интересны, а он не интересен им. О своём отстранении Поплавский пишет так:Борис Поплавский родившийся в 1903 году, но уже к 1921 году переехавший с отцом в Париж. По сути он считается эмигрантским автором, но по существу таким никогда не являвшийся. Он и за границей вёл аскетический образ жизни избегая общения с известными эмигрантами, такими как Б. Зайцев, В. Ходасевич, И. Бунин. Они ему не интересны, а он не интересен им. О своём отстранении Поплавский пишет так:

«Стыдно быть счастливым, стыдно быть красивым, стыдно быть умным, стыдно быть, когда столькие вкушаемы червием, — вот до чего это доходит».
Письмо Бориса Поплавского к Владимиру Варшавскому
Письмо Бориса Поплавского к Владимиру Варшавскому

Он писал стихи и прозу. Но если проза его более чем понятна, то вот стихотворения сразу вызывают интерес с точки построения композиции или использования «несочетаемых сочетаний».

Сорок дней снеговые дожди
Низверглись, вздыхая, над нами
Но не плавает со слонами
Дом надснежный - спасенья не жди
Днесь покрыты все горы где тропы
Непрестанным блестящим потопом
Спят сыпучие воды зимы
Раздаются под телом безмолвно
В снежном море утопленник-мир
Неподвижно плывет и условно.
Шумный Париж 30-х годов.
Шумный Париж 30-х годов.

Как и любой крупный поэт он закладывает в свои стихи десятки смыслов, которые нужно понимать не буквально, а на уровне подсознания.

«Есть в этом мире специальный шик
Показывать что Ты лишён души»

О своих стихах он говорил, что они приходят к нему из астрального мира, в котором он черпает вдохновение. Он очень любил живопись (особенно сюрреализм), поэтому и стихи его часто похожи на сюрреалистические картины.

Рокот анемоны спит в электричестве
Золото заката возвратилось в черную реку
Стало больно от черного снега
В тот год умерли медные змеи
И верблюды отправились в пустыню за горной водой
Тихо по стенам всходила вода
Карнизы смотрели в океанские дали
Кошки спали на самом краю небытия
И кто-то говорил во сне
Странно приподымая руку
О самом страшном -
О измене
ГРУППА СОТРУДНИКОВ ПАРИЖСКОГО ЖУРНАЛА «ЧИСЛА». 1930-е. ДРЗ. Ф. 291 Стоят: М. Ларионов, Б. Поплавский, В. Мамченко,
В. Яновский, А. Руманов, Ю. Фельзен, Ю. Мандельштам,
Н. Оцуп, Г. Раевский (Г. Оцуп), В. Смоленский,
С. Стасин, Ю. Терапиано, А. Гингер, В. Варшавский
Сидят: С. Шаршун, Д. Кнут, С. Прегель, Е. Бакунина,
Л. Червинская, И. Одоевцева, Д. Мережковский,
Г. Адамович, З. Гиппиус, Г. Иванов
В нижнем ряду: П. Ставров, А. Алферов, Ю. Софиев,
Б. Дикой (Б. Вильде), А. Буров, В. Злобин, Л. Кельберин
Опубликовано: Числа. 1934. № 10.
ГРУППА СОТРУДНИКОВ ПАРИЖСКОГО ЖУРНАЛА «ЧИСЛА». 1930-е. ДРЗ. Ф. 291 Стоят: М. Ларионов, Б. Поплавский, В. Мамченко, В. Яновский, А. Руманов, Ю. Фельзен, Ю. Мандельштам, Н. Оцуп, Г. Раевский (Г. Оцуп), В. Смоленский, С. Стасин, Ю. Терапиано, А. Гингер, В. Варшавский Сидят: С. Шаршун, Д. Кнут, С. Прегель, Е. Бакунина, Л. Червинская, И. Одоевцева, Д. Мережковский, Г. Адамович, З. Гиппиус, Г. Иванов В нижнем ряду: П. Ставров, А. Алферов, Ю. Софиев, Б. Дикой (Б. Вильде), А. Буров, В. Злобин, Л. Кельберин Опубликовано: Числа. 1934. № 10.

С 1929 года он начинает активно печататься в эмигрантских журналах. В 1931 году выходит первый сборник стихов «Флаги», который был замечен писательской братией. Он посещает дом Мережковских, много выступает и читает публично. Многие отмечали, что в его исполнении стихи приобретают живой и более понятный смысл, ежели просто читать неподготовленному человеку на бумаге.

Что вас носит, ангельские дети,
Меж сиреней плакать на земле,
Нужно было рано на рассвете
Улететь на маленьком крыле.
Помню, звал сквозь розовые ветки
Голос часто слышанный во сне:
"Поздно, поздно возвращайся, детка,
День идет с небес, как синий снег".
Застывают в зеркале над парком
Отраженья звезд - цветы во льду.
Улыбаясь, разбивает парка
Это зеркало весной в аду.
Розовые звезды равнодушья,
Что вас носит в небе в белый день.
Только ангел мальчика не слушал,
Он смотрел как падает сирень.
Каждый крестик мимо пролетая,
Пел ему: "Возьми меня с собой".
А потом он точно снег растаял.
Черт же мальчика унес в кафе домой.
Поплавский снизу справа
Поплавский снизу справа

Поплавский ушёл из жизни в 1935 году в возрасте 32 лет. О его смерти ходят легенды – от самоубийства до сознательного отравления другом. Дело в том, что он скончался от наркотического отравления с другом С. Я. Яхором, который давно хотел свести счёты с жизнью. Поговаривают, что он и забрал Поплавского с собой на тот свет, не желая уходить один. В истории поэзии Борис Юлианович Поплавский по праву считается одним из самых загадочных поэтов 20 века. Несколько сборников, в том числе самый популярный «Автоматические стихи», выходят уже после смерти автора. Борис Юлианович Поплавский по праву считается одним из самых загадочных поэтов 20 века. Несколько сборников, в том числе самый популярный «Автоматические стихи» выходят уже после смерти автора.

«Он, прежде всего, был необычайно талантлив, – талантлив, как говорится, насквозь, “до мозга костей”, в каждой случайно оброненной фразе, в каждой написанной строке. В характере его были большие недостатки, вернее – слабости. Но даже видя и зная их, его, кажется, все любили, – именно за талантливость, за обаятельность талантливости, которой нельзя было сопротивляться. Он весь светился ею, казалось – излучал ее».
Георгий Адамович. «Памяти Поплавского».