В этом материале мы продолжим изучение «стендапа» в тележурналистике. Какие особенности нужно запомнить, а где необходимо импровизировать – обо всем этом читай ниже.
Текст: Арина Шахова
Первую часть теории о стендапе можно прочитать в нашем блоге! Тут ;)
Советы для успешной съемки стендапа:
Не блуждайте бесцельно в кадре.
Если хождение в кадре не несет никакой смысловой нагрузки, оставайтесь на месте. Используйте движения для связки или противопоставления идейных линий или ракурсов сюжета. Можно взять для наглядности какой-нибудь предмет или даже что-то незначительное, что можно держать в руке. Иногда это помогает упростить объяснение сложной проблемы.
Общайтесь со сзрителем, а не просто проговаривайте заученные слова.
Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых.
Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально.
Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам».
Жесты руками добавляют убедительности.
Но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.
В теле- и радиоэфире нужно стараться проговаривать все звуки.
Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции.
Примечание: активная артикуляция не портит внешность человека в кадре, а наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти.
Наиболее предпочтительная стойка в стендапе – четверть оборота корпуса от камеры.
Таким образом создается направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре, кажется стройнее.
Появление в кадре не требует особой выдумки и тщательной сценарной разработки.
Важно показать журналиста на месте события для того, чтобы сюжет и информация стали более понятными и интересными для зрителя.Задача журналиста, появляющегося в кадре, – это необходимость все объяснить: коротко, точно и максимально наглядно. Совсем другое дело – стендап.
Стендап требует четкой раскадровки и всегда имеет законченную драматургию, то есть включает завязку, кульминацию, развязку.
На игре слов и выбранных для показа планах строится драматургия стендапа.
Вот мы и закончили на теоретической части. Хотелось бы рассказать теперь и о личном опыте.
Ввиду нынешних обстоятельств пройти практическую часть задания по тележурналистике в очной форме мне не удалось. Дистанционное обучение диктует свои каноны. А задача состояла именно в написании и записи стендапа.
В такие моменты на помощь приходит креатив. Темой стендапа выступили ушедшие в карантин-отпуск шиномонтажи. Многие из-за такой ситуации в стране остались без замененных летних колес. С этого и начали.
Текст содержал буквально 3-4 предложения. В нормативы 20-ти секунд мы укладывались замечательно. По всем требованиям к стендапу прогнали не только текст, но и мое присутствие в кадре. Необходимо было подобрать одежду, фон, а еще, чтобы не было дискомфорта «пустых рук», я взяла маленькую машинку. Держать ее было не сложно, а вот акцент на ней можно было сделать неплохой.
Так как ни операторов, ни оборудования в условиях карантина у меня не нашлось, пришлось приобщить к съемке подругу, мобильный телефон (в качестве камеры) и ближайший шиномонтаж (в качестве фона). При работе мы успели заснять огромное количество дублей (чтобы потом можно было что-то смонтировать, соединив несколько видео в одно, либо выбрать наиболее удачную локацию, свет, кадр). Снимали мы как в дневное время, когда ярко светило солнце, так и в вечернее.
Стендап получился динамичный. Машинка в руках добавила наглядности. Преподаватель оценил работу на отлично.
Как вы успели заметить, сложностей не оказалось. Ведь, в наше время с хорошим телефоном, креативным мышлением и подмогой (даже в виде друзей) можно сделать многое.
Не бойтесь и пробуйте себя в новом!