Найти тему

Что такое «стендап» и с чем его едят (продолжение)

В этом материале мы продолжим изучение «стендапа» в тележурналистике. Какие особенности нужно запомнить, а где необходимо импровизировать обо всем этом читай ниже.
Текст: Арина Шахова

Первую часть теории о стендапе можно прочитать в нашем блоге! Тут ;)

Советы для успешной съемки стендапа:

Не блуждайте бесцельно в кадре.

Если хождение в кадре не несет никакой смысловой нагрузки, оставайтесь на месте. Используйте движения для связки или противопоставления идейных линий или ракурсов сюжета. Можно взять для наглядности какой-нибудь предмет или даже что-то незначительное, что можно держать в руке. Иногда это помогает упростить объяснение сложной проблемы.

Общайтесь со сзрителем, а не просто проговаривайте заученные слова.

Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых.
фотография из открытого источника
фотография из открытого источника

Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально.

Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам».

Жесты руками добавляют убедительности.

Но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.

В теле- и радиоэфире нужно стараться проговаривать все звуки.

Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции.
Примечание: активная артикуляция не портит внешность человека в кадре, а наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти.

Наиболее предпочтительная стойка в стендапе – четверть оборота корпуса от камеры.

Таким образом создается направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре, кажется стройнее.

Появление в кадре не требует особой выдумки и тщательной сценарной разработки.

Важно показать журналиста на месте события для того, чтобы сюжет и информация стали более понятными и интересными для зрителя.Задача журналиста, появляющегося в кадре, – это необходимость все объяснить: коротко, точно и максимально наглядно. Совсем другое дело – стендап.

Стендап требует четкой раскадровки и всегда имеет законченную драматургию, то есть включает завязку, кульминацию, развязку.

На игре слов и выбранных для показа планах строится драматургия стендапа.
фотография из открытого источника
фотография из открытого источника

Вот мы и закончили на теоретической части. Хотелось бы рассказать теперь и о личном опыте.

Ввиду нынешних обстоятельств пройти практическую часть задания по тележурналистике в очной форме мне не удалось. Дистанционное обучение диктует свои каноны. А задача состояла именно в написании и записи стендапа.

В такие моменты на помощь приходит креатив. Темой стендапа выступили ушедшие в карантин-отпуск шиномонтажи. Многие из-за такой ситуации в стране остались без замененных летних колес. С этого и начали.

Текст содержал буквально 3-4 предложения. В нормативы 20-ти секунд мы укладывались замечательно. По всем требованиям к стендапу прогнали не только текст, но и мое присутствие в кадре. Необходимо было подобрать одежду, фон, а еще, чтобы не было дискомфорта «пустых рук», я взяла маленькую машинку. Держать ее было не сложно, а вот акцент на ней можно было сделать неплохой.

фотография из личного архива журналиста
фотография из личного архива журналиста

Так как ни операторов, ни оборудования в условиях карантина у меня не нашлось, пришлось приобщить к съемке подругу, мобильный телефон (в качестве камеры) и ближайший шиномонтаж (в качестве фона). При работе мы успели заснять огромное количество дублей (чтобы потом можно было что-то смонтировать, соединив несколько видео в одно, либо выбрать наиболее удачную локацию, свет, кадр). Снимали мы как в дневное время, когда ярко светило солнце, так и в вечернее.

Стендап получился динамичный. Машинка в руках добавила наглядности. Преподаватель оценил работу на отлично.

Как вы успели заметить, сложностей не оказалось. Ведь, в наше время с хорошим телефоном, креативным мышлением и подмогой (даже в виде друзей) можно сделать многое.

Не бойтесь и пробуйте себя в новом!