Когда произошел дебют танка во время Первой мировой войны, идея защитить наступательные силы пришла не в одночасье. Окунемся в далекое прошлое в античность. Еще римляне применяли боевое построение черепаха, когда легионеры держали щиты с боку и сверху, образуя не проницаемую защиту, которая защищала их от стрелковых видов вооружения того периода, от стрел и камней выпущенные пращей.
В Средние века тяжеловооруженные рыцари в доспехах стали своеобразным танком. Рыцарь на коне сочетал в себе три основных качества танка – подвижность, защиту, ударную силу.
С появлением огнестрельного оружия рыцарские доспехи стали бесполезны, человек уже не мог нести на себе столь толстую броню, которая могла бы защитить его от пуль.
В Англии ХVI века , когда правил Генрих VIII была создана так называемая «тюдоровская повозка». Это был деревянная телега в два этажа, внизу находились запряженные лошади, а вверху мушкетеры, которые вели огонь через специальные отверстия. Но это изобретение было не эффективно на поле боя, ведь его движитель – лошади, которые обладали собственным нравом, и к тому же, их можно было просто напугать шумом боевых действий. По этой причине военным хотелось иметь механизмы, приводимые в движение без участия животных.
В эпоху Возрождения гениальный художник Леонардо да Винчи создал чертёж самоходной повозки вооруженной артиллерией, которая приводилась в движение людьми с помощью механизмов.
В 1558г. Хольцшуэр (Германия) спроектировал передвижную крепость вооруженной артиллерией, так называемый «Гуляй-город».
Однако все эти проекты имели один существенный недостаток, они все были на колесах, что позволяло двигаться только по дорогам, но не по пересеченной местности.
Первый гусеничный движитель появился в 1818 г., создателем которого был француз А. Дюбаше, а в1832 г. в Англии была построена первая паровая машина на гусеничном ходу, которая использовалась на болотистых землях в Ланкашире.
В 1887 году волжский пароходный машинист Ф.А. Блинов впервые создал на базе своей гусеничной платформы паровой трактор, который мог поворачивать.[1]
С появлением в конце XIX в. двигателя внутреннего сгорания, от паровых двигателей для тракторов отказались.
Основной причиной появления танка на поле боя стала Первая мировая война 1914 – 1918 гг. После относительно краткого маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие «окопная война». Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Обычный способ подготовить наступление и вклиниться в оборону противника состоял в массированном использовании артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск. Однако выяснилось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, перекрываемому перекрёстным огнём с флангов , не удаётся ввести войска достаточно быстро. Противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв. Также, развитие прорыва затруднялось сложностью снабжения армии боеприпасами через линию фронта.
Ещё одним фактором, превращавшим маневренную войну в позиционную, являлось то, что длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда. Действия пехоты были скованными. В результате возникла мысль о принципиально новом транспортном средстве с высокой проходимостью,( добиться которой можно было только с помощью гусеничного шасси), большой огневой мощью и хорошей защищённостью. Такое транспортное средство могло бы с относительно высокой скоростью преодолевать линию фронта и вклиниваться в глубину обороны противника, осуществляя, по крайней мере, тактические обходы.
Решение о постройке танков было принято в 1915г. практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Окончательно первая английская модель танка была готова в 1916 г., она прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство[2]. Это был танк «Mark I» выпускавшийся в двух модификациях — «самец» с пушечным вооружением в боковых спонсонах и «самка» только с пулемётным вооружением. Вскоре выяснилась низкая эффективность пулемётных «самок», которые не могли бороться с бронетехникой противника и с трудом уничтожали огневые точки. Тогда была выпущена ограниченная серия «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом — пушка. Солдаты тут же метко окрестили их «гермафродитами».
Впервые танки были использованы английской армией против немцев, 15 сентября 1916 г. во Франции, на реке Сомме. В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно удовлетворяет всем условиям ведения наступательного боя. Из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32, остальные танки вышли из строя из-за неполадок, а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.
Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте немецкие солдаты испытывали страх, видя эти машины.
Главные союзники англичан на западном фронте, французы, сумели разработать и выпустить очень удачный лёгкий танк «Рено» FT-17. При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, ставшие затем классическими. Танк имел вращающуюся башню с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом, низкое удельное давление на грунт, относительно высокую скорость и хорошую маневренность.
В России одними из первых были созданы танк Пороховщикова «Русский вездеход»[3] и колёсный танк Лебеденко. Каждый из них был изготовлен лишь в одном экземпляре, что объясняют либо непрактичностью конструкции, либо «косностью царского правительства». В русской армии в Первой мировой войне не было ни отечественных, ни импортных танков. Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков «Рено» FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа «М» на основе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа «М» получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». В течение 1920—1921 гг. было изготовлено 15 танков.[4] Весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект был свёрнут. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали на сельхозработах как тракторы и на военных парадах.
Построив сначала тяжелый танк, англичане к концу Первой мировой войны поняли, что нужны более легкие машины, и они появились. Это были МкА, МкВ, МкС, и англичане вплоть до 1940 года (за одним лишь исключением, о чем пойдет речь ниже) не производили тяжелых танков. Французы же, наоборот, выпускали всю войну легкие машины, и, казалось бы, вполне были ими удовлетворены, но ударились в другую крайность – в конце войны, приступив к конструированию тяжелых и сверхтяжелых «броненосцев». Дело в том, что французское командование, переоценив мощность укреплений немецкой оборонительной линии Гинденбурга, пришло к выводу о необходимости усилить свои «Рено» тяжелыми танками прорыва. Ярый сторонник легких машин Ж. Этьенн теперь поддерживал и эту новую идею. Решено было строить машину с гусеницами, охватывающими корпус как у английских танков, но вооружение разместить во вращающейся башне. Первый проект, по сути дела, был сильно увеличенным танком «Рено FТ». Два прототипа, обозначенные как тяжелые танки 1А и 1В, были созданы до конца войны. Серия основных машин, названных 2С, готовилась к выпуску в 1919 году в количестве 300 штук.[5] Но война закончилась, и заказ был резко уменьшен: до 1923 года построено всего десять машин. Они были малоподвижны, но зато имели основательную крепкую броню (чтобы противостоять снарядам немецкой полевой 77-мм пушки) и достаточно сильное вооружение, размещенное в двух башнях и в бортах корпуса. Недостатком же этих танков, оснащенных и радиостанцией, и смотровыми щелями для наблюдения из каждой башни, являлась невозможность вести огонь из пушки назад. Как и машины «Сен-Шамон», 2С имели электротрансмиссию. Однако большой вес затруднял их перевозку по железным дорогам. В 20-х гг. XX в. танки были модернизированы: установлены новые двигатели, усилены элементы подвески, улучшены средства связи и управления. На некоторых машинах 75-мм орудие было заменено короткоствольным 105-мм и даже 155-мм. Вес увеличился до 81 т. Конец этих танков был бесславен: в мае 1940 года восемь оставшихся во французской армии 2С уничтожила немецкая авиация во время перевозки их по железной дороге.[6]
Военные эксперты многих стран понимали, что тяжелый танк хоть и мог прорвать линию обороны, но не был способен быстро продвинуться вглубь противника. Для этого нужен легкий, более быстрый и маневренный танк.
Перед началом Второй мировой войны легкие танки Германии и СССР встретились в боях гражданской войны в Испании. Это было первое «прощупывание» будущего противника. Танки обоих стран показали себя достойно. Единственное, что тревожило военных, появления на полях сражений противотанковых орудий, которые с легкостью пробивали лобовую броню танков. Нужен был новый танк, с более мощной броней и с мощной пушкой. Так появился средний танк. Но когда началась Великая Отечественная война, уже и средний класс танка не всегда мог хорошо показать себя на поле боя. На полях сражений начали появляться тяжелые танки, и это способствовало появлению более мощных двигателей.
Итак, существовало три класса танков: легкий, средний, тяжелый. Но не во всех странах эти классы определялись по весу.
В СССР танки имеющие вес до 20 тонн считались легкими, от 20 до 40 тонн - средними, от 40 до 60 тонн - тяжелыми[7]. Германия делила свои классы по калибру орудия: до 50мм – легкие танки, до75 мм средние танки, свыше 75 мм тяжелые. Все вроде бы понятно, но есть один нюанс. Во время вторжения Германских войск в СССР, немецким военачальникам (после встречи с советскими Т 34 и КВ 1) стало очевидно, что орудие калибра 75 мм уже не отвечает требованиям бронепробития тяжелых танков. Вследствие этого, средний класс танков перевели в категорию калибром до 88 мм.[8]
Хотелось бы добавить о классах английских танков. Танки Англии делились по их роли на поле боя, и всего их было два класса. Пехотные танки, которые были с толстой броней и на тот момент мощным орудием, но были очень медленными. Они служили поддержкой пехоты при прорыве обороны. Крейсерские танки, которые были менее бронированы, но двигались достаточно быстро, что бы продвинуться вглубь противника после того, как пехотные танки прорвут линию обороны.
С развитием танкостроения во всем мире улучшалась броня, орудия, силовая установка танка и один танк мог выполнять задачу всех классов. По этой причине танк перестал делиться на классы и получил обозначение - основной боевой танк (ОБТ).
[1]Каторин Ю.Ф.,Волковский Н.Л., Шпаковский В.О. Все о танках. М.: Издательство АСТ, 2016. с.8-10.
[2]Шант, К. Танки. М.: Омега, 2005. с.8-11.
[3]Появление бронетехники/ Большая военная энциклопедия: сайт. Москва,2009-2019.URL: http://zonwar.ru/bronetexnika/pojvlenie/pervii.html/.
[4]Самый первый танк. Как «Борец за свободу тов. Ленин» творил историю / Аргументы и факты: сайт. Москва,2008-2019.URL: http://www.aif.ru/society/history/samyy_pervyy_tank_kak_borec_za_svobodu_tov_lenin_tvoril_istoriyu
[5]Французский танк прорыва 2С/ Большая военная энциклопедия:сайт.Москва,2009-2019.URL: http://zonwar.ru/news2/news_352_Char_2C.html
[6]Сухопутные дредноуты/ Ротмистр: сайт. Москва,2011-2019.URL: http://rotmistr.wmsite.ru/vooruzhenie-i-tehnika/tanki/suhoputnye-drednouty
[7]Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л., Шпаковский В.О. Все о танках. М.: Издательство АСТ, 2016. с. 3.
[8] Никифоров В. Танк Pz.Kpfw.V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны/Militaryarms.ru.:сайт.Москва,2014-2019.URL:https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/pz-kpfw-v-pantera