Найти в Дзене

Сериал "Зулейха открывает глаза": тяготы переселенцев как бесконечное искупление, бессмысленное и беспощадное

Первая серия сериала была посвящена татарской деревне на примере жизни Зулейхи, несчастной и забитой. Зрители почти не слышат даже ее голоса... Впрочем, очень быстро в сериале появились лихие чекисты на конях, застрелили мужа Зулейхи и приступили к раскулачиванию. Несколько следующих серий были посвящены жизни, полной лишений. Люди гибли сотнями в товарном вагоне, затем оставшиеся тридцать человек были брошены осенью на берегу Ангары... Жесткая до лютости красноармейка Настастья в исполнении Юлии Пересильд активно любилась с начальником Иваном Игнатовым, и некоторые сцены убеждали нас в том, что любовь ее искренняя. А, как нас учат классики, люди, способные к любви, редко бывают плохими. Однако при случае Настастья легко бросает красавца Игнатова ради сущего монстра Зиновия Кузнеца - хотя можно предположить, ради выживания... Но, конечно, за все надо платить, и Настасью сериальный сценарий настойчиво возвращает к Игнатову, чтобы заплатить за свою распроклятую жизнь самую дорогую ц
Оглавление

Первая серия сериала была посвящена татарской деревне на примере жизни Зулейхи, несчастной и забитой. Зрители почти не слышат даже ее голоса... Впрочем, очень быстро в сериале появились лихие чекисты на конях, застрелили мужа Зулейхи и приступили к раскулачиванию.

Несколько следующих серий были посвящены жизни, полной лишений. Люди гибли сотнями в товарном вагоне, затем оставшиеся тридцать человек были брошены осенью на берегу Ангары...

Жесткая до лютости красноармейка Настастья в исполнении Юлии Пересильд активно любилась с начальником Иваном Игнатовым, и некоторые сцены убеждали нас в том, что любовь ее искренняя. А, как нас учат классики, люди, способные к любви, редко бывают плохими. Однако при случае Настастья легко бросает красавца Игнатова ради сущего монстра Зиновия Кузнеца - хотя можно предположить, ради выживания... Но, конечно, за все надо платить, и Настасью сериальный сценарий настойчиво возвращает к Игнатову, чтобы заплатить за свою распроклятую жизнь самую дорогую цену...

Впрочем, Настасья в сериале, как оказалась, нужна была только для надуманного любовного треугольника. Нелепый и ненужный в сериале персонаж, с которым сценаристы обошлись особенно жестоко. А ведь красивая, казалось бы, женщина...

После того, как переселенцы начались строиться, зритель вздохнул - вот, хоть теперь начнется спокойная жизнь, созидательная.

Очень быстро строится красивый деревянный поселок с просторными домами, клубом, прямо вырастает на глазах, фактически сам процесс строительства не показывают зрителю. Поселенцы работают, занимаются заготовкой леса.

Но тут наивного зрителя ждет новый шок: Иван Игнатов почти не появляется в кадре в трезвом виде, благо у него есть собутыльник - отъявленный подонок Кузнец. Актер Мадянов очень талантлив и органичен, но тут изображение НКВД-шника становится совершенно карикатурным. Чего стоит сцена, когда два озверевших другана после баньки начинают носиться по поселку, бить по всему чем попадя, а Кузнец еще и ожесточенно пуляет из револьвера.

В целом, Ивана Игнатова с большой натяжкой можно назвать положительным героем сериала, с одной оговоркой - он наивен и слаб.

Герой не так уж молод - он участвовал еще в бурных революционных событиях, но не теряет ребяческого отношения к жизни. Он склонен к импульсивной реакции, которая может быть то неожиданно положительной, то неожиданно отрицательной. Его глаза вечно по-детски удивленные. Иван Игнатов по сути очень наивен. Хотя он и склонен к какой-то симпатии к поселенцам, но вряд ли может их защитить от таких монстров как Кузнец - Иван попросту слаб... Физическое преодоление трудностей дается ему гораздо проще, чем ментальное.

Настасья еще до этого погибает в отвратительной сцене с попыткой изнасилования, которую вершат молодые здоровые красноармейцы.

В общем, надежда на то, что после строительства поселка хоть как-то наладится жизнь простых людей, разрушается.

Зулейха, однако, совсем отдаляется от образа тихой бесправной крестьянки. Если в первых сериях она робко семенит за мужем, то сейчас ее образ наполнен особой гордости и стати. Чулпан Хаматова как будто играет себя - опытную актрису и представительницу московской интеллигенции, ее выдает умный мудрый взгляд, преисполненный силы. И даже маникюр на пальцах...Кадр Ей вроде бы не приходилось обращаться с оружием, но она метко бьет ... медведя прямо в глаз, с первого выстрела, случайно завладев ружьем Ивана.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

С комендантом Иваном Зулейха теперь разговаривает жестко и даже надменно, на "ты", а мы еще помним ее бессловесной женой и даже покорной женщиной, которая готова за предоставленную ей помощь ... стать женой доктора - как бы по традициям "диких" малообразованных народов, как это видит автор книги Гузель Яхина и сценаристы сериала.

Складывается впечатление, что жизни сотен людей в книге и сериале просто брошены в топку. Мало любви, но много ярости. Смерти героев должны подвигнуть зрителя к какой-то серьезной умственной работе, к переосмыслению, они должны быть сценарно обоснованы. Ничего этого не было сделано, и фильм превратился в обычную "чернуху" для развлечения пресыщенных зрителей.

При этом в сериале, при всей внешней наполненности событиями, довольно мало действия. Эта проблема особенно обнажается в последних сериях. Единственной движущей силой становится любовная линия, только любовь Ивана к Зулейхе хоть как-то оживляет унылое действие.

В книге бессмысленность хоть как-то прячется за вязью литературного текста. В сериале эта бессмысленность стала явной и непреодолимой.