Найти тему
Летать охота

"Сделали мёртвую петлю - вдавило так, что дышать тяжело". Какую перегрузку можно испытать в первом полёте?

Оглавление

Часто те, кто приехал к нам на Подмосковный аэродром Дракино прокатиться на спортивном Як-52 спрашивают: «А перегрузку переносить тяжело?»

Итак, давайте, не залезая в дебри аэродинамики, разберём, что же такое перегрузка в полёте, когда она возникает и какова может быть ее величина.

Что входит в понятие "ознакомительный полёт"

Ознакомительный полёт на Як-52 (или другом спортивном самолёте) предусматривает выполнение пилотажных фигур, т.е. «мёртвых» петель (лётчики говорят просто «петель»), бочек, штопоров, различных переворотов и т.д..

Пока Вы набираете высоту и занимаете разрешённую зону полётов, Ваши ощущения мало отличаются от тех, что можно испытать в полёте на обычном пассажирском самолёте. Но вот достаточная высота набрана, лётчик спрашивает: «Как самочувствие, всё нормально? Тогда поехали!». И вот тут начинается самое интересное: небо и земля то и дело меняются местами, вращаются на 360 градусов, а Вас периодически то вжимает в сиденье, то, наоборот, «выкидывает» из кабины. Это и есть ощущение вертикальной перегрузки.

Какова величина перегрузки и на каком приборе её можно посмотреть

В обычной жизни (дома на диване)) и в небе, пока мы летим прямо и горизонтально, мы испытываем перегрузку в 1g. К ней наш организм адаптирован и мы её не ощущаем. Но, как только лётчик начинает выполнять какой-то манёвр, например, петлю, Вас начинает в сиденье «вжимать» - это положительная перегрузка. Её мы испытываем на входе в петлю, в верхней точке она исчезает, и на выходе из петли – снова положительная перегрузка. Если ту же петлю сделать так, что кабина самолёта будет не внутри, а снаружи описываемой окружности, так называемая «обратная» петля, то будет ощущение, как будто Вас вытягивает из кабины – это отрицательная перегрузка.

"Мёртвая" петля или, правильно, петля Нестерова
"Мёртвая" петля или, правильно, петля Нестерова

Величина перегрузки показывает, во сколько раз Ваш вес тела увеличился в данный момент. Обычная петля, например, делается с перегрузкой около +5g. Т.е. например, при массе в 70 кг на входе и выходе из петли Вы будете «весить» 350 кг. Т.е. каждый орган Вашего тела утяжеляется в 5 раз, поэтому и возникает ощущение, что становится тяжело дышать, трудно поднять руку.

В кабине самолёта установлен прибор, акселерометр, который показывает текущую перегрузку и максимальную за весь полёт. Эксплуатационный диапазон перегрузок у Як-52: +7g… – 5g. Но на ознакомительных полётах комфортный диапазон перегрузок: +5g… – 1,5g.

Акселерометр во второй кабине Як-52
Акселерометр во второй кабине Як-52

Дело вот в чём, при положительной перегрузке кровь в Вашем организме устремляется от головы к ногам. Поскольку на спортивных самолётах перегрузки кратковременные, то организм успешно с таким оттоком крови справляется. При отрицательных перегрузках кровь устремляется от ног к голове, т.е. происходит интенсивное и значительное давление на сосуды головного мозга, что для нетренированного организма просто запрещено.

Поэтому на ознакомительный полёт подобраны такие пилотажные фигуры, выполнение которых вписывается в комфортный диапазон перегрузок. И любой среднестатистический человек переносит такой полёт без вреда для здоровья.

К тому же полёт – это не карусель в парке аттракционов – сел, кнопку нажали, терпи, пока не закончится. В полёте Вы переговариваетесь с инструктором. После каждой фигуры он обязательно спрашивает о самочувствии, готовности к следующему манёвру. Если тяжеловато, отдохнёте, полетаете ровно, спокойно, полюбуетесь замечательными видами с высоты птичьего полёта и «снова в бой»)))

Итак, теперь Вы знаете, каких ощущений можно ожидать от полёта на спортивном самолёте. Почти в каждом крупном городе есть аэроклуб, найдите ближайший и приезжайте на аэродром за незабываемыми впечатлениями!!!

Делитесь своими впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал , впереди еще много интересного !