Сегодня я хочу поговорить о прототипе главной героини современного российского кинематографа - Матильде Кшесинской, а также об одноимённом фильме, который вы наверняка уже видели, так как шума он наделал уж очень много. А если ещё не видели, то эта статья даст вам возможность смотреть фильм всё-таки как художественную картину, а не историческую.
Я решил расставить все точки над i, потому что вот этот вот слоган...
...может отрицательно сказаться на психическом здоровье людей, которые его увидели, и он уже это сделал. В общем, заранее отделим правду от вымысла.
Тезис заключается в том, что при всей одиозности фигур Николая II и Матильды Кшесинской их история отношений была настолько ничтожна, скупа и скучна, что мысль о том, что эти отношения могли изменить облик России, представляется ну максимально нелепой. Моё личное убеждение заключается в том, что поворотные моменты истории обычно куда больше зависят от социальных, политических и экономических, культурологических и каких угодно ещё факторов, нежели от левой ноги каких-нибудь импульсивных исторических личностей.
Но даже если вы эту веру со мной не разделяете, давайте в этих самых личностях поковыряемся, а точнее в их дневниках и воспоминаниях, потому что именно дневники Николая II и Матильды - это то, на чём мы можем строить наши рассуждения.
Ситуация такая: в своих, обычно немногословных, будто твиттер-аккаунт, дневниках Николай регулярно возвращается к своей великой любви - к Алисе Гессенской. В частности пишет, что задумал на ней жениться ещё аж в 1889 году, когда та в возрасте 17 лет приезжала в Петербург.
Кстати, то, что Николай действительно был серьёзно настроен касательно своей «Алекс» неплохо подтверждается тем, что буквально весь мир был против этого брака: и Александр III, и бабушка Николая, и бабушка самой Алисы (так, на секундочку, английская королева Виктория).
Есть даже версия, что приглашение Кшесинской к императорскому обеду в 1890 году было специально подстроено Александром, чтобы отвлечь наследника от мыслей о своей немецкой принцесске.
Однако Николай продолжал воздыхать, и его интрижка с восходящей звездой балета продлилась жалких пару лет и, в общем, ничем особо интересным не кончилась. Нет, конечно, он посещал Матильду по ночам периодически, она даже ради этого съехала от своих родителей, но ничего одиозного мы в их дневниках по этому поводу найти не можем. Кшесинская гораздо больше места, чем Николаю, уделяет рецензиям на свои балеты.
А с момента помолвки Николая с той же Алисой в 1894 году всякие их отношения с Матильдой вовсе были окончательно разорваны (13 глава в мемуарах Матильды Кшесинской).
Но каково же место самой Матильды во всей этой истории?
На брак она рассчитывать, естественно, не могла - это было против вообще всех законов человеческой логики и здравого смысла. Тем более, что единственным хотя бы косвенным подтверждением, как она сама пишет, её отношения к польской династии графьев Красинских было какое-то там кольцо с гербом, которое в итоге стало семейной реликвией Красинских. Зато войдя в близкий круг императорского дома Матильда получила гораздо больше выгоды, нежели даже от своих занятий с итальянскими мастерами-хореографами, у которых она умыкнула очень много инноваций для русского балета.
Ведь уже очень скоро она умудрилась завести роман сразу с 2-мя великими князьями - великовозрастным внуком Николая I и совсем молодым внуком Александра II.
Благодаря связям при дворе Матильда стала практически железной леди русского балета. Она диктовала условия театрам и балетмейстерам, танцевала и выбирала роли какие хочет, танцевала их сколько хочет, когда хочет и где хочет.
И танцевала она на сцене Императорского театра аж до самого 1917 года - 27 лет. Неплохой срок для балерины - закончить в 45. И трудно поверить, что она добилась этого только благодаря личным талантам и упорству.
Однако во всей этой истории фаворитизма была одна очень даже хорошая сторона, поэтому слегка абстрагируемся от основной темы и всё же скажем несколько тёплых слов о старушке Матильде. Видите ли, русский балет отнюдь не всегда был такой же важной частью великого национального достояния как Пушкин с Достоевским. Если во Франции и Италии уже в восемнадцатом веке балет цвёл пышным цветом, то в России эта сцена начнет реально формироваться только на сто лет позже. И Кшесинская приложила к этому свою руку довольно крепко. Она и сама стала звездой, и продюссировала, так скажем, русских балерин. И именно она прославила русскую школу, когда уже во время эмиграции после 1917 года открыла собственную школу в Париже.
Мораль: облик русского балета благодаря Кшесинской и её отношениям с императорской фамилией, естественно, менялся. Она большая молодец, только вот история отношений с Николаем - это всё равно мрак и тоска. И на политической судьбе страны это не сказалось, не могло сказаться и никогда не скажется ни в одной из альтернативных вселенных.
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал! А также пишите своё мнение в комментариях!
Спасибо за прочтение!