В Соединённых Штатах не было прекрасной советской традиции встречать тот или иной праздник некими свершениями. Однако на сей раз получилось именно так.
До этого U-2 совершил несколько пробных полётов над странами соцлагеря. 4 июля 1956 года, в День Независимости США было решено отправить самолёт в гораздо более смелую миссию. Он прошел над Берлином, пересек Польшу, после чего углубился в советское воздушное пространство. Над Минском он довернул налево, прошёл над Ленинградом и Кронштадтом, а затем вернулся на запад над базами стратегических бомбардировщиков в Прибалтике.
На следующий день был изначально запланирован еще один вылет, но из Штатов очень долго не поступала «отмашка». Персонал авиабазы сел праздновать. Когда гулянка была в разгаре, команда вылетать всё-таки поступила. Поэтому честь стать первым пилотом, совершившим разведывательный полет над Москвой, выпала… Кармену Вито, единственному пилоту, который накануне вечером не напился с товарищами. Причина, почему он этого не сделал, так и осталась загадкой.
Гадание аналитиков американской разведки на кофейной гуще сменилось настоящим водопадом точнейшей информации. На фотоснимках Подмосковья специалисты разглядели странный маленький «карандашик». Ракета? Здесь? Не слишком ли далеко от каких-либо целей? Или это зенитная ракета? Внимательно изучив снимки, удалось обнаружить, что советская столица окружена двумя кольцами таких «карандашиков».
А ведь до этого американские планы атомной войны опирались на то, что массированной бомбардировкой Москвы удастся уничтожить руководящие центры СССР. Наличие ракетной ПВО означало, что лишь редким бомбардировщикам удастся пробиться к цели, и означенную задачу они решить не смогут. Ответного удара по западным странам избежать невозможно.
Предельная высота действия зенитно-ракетных комплексов «Беркут» достигала 25 км. То есть U-2 мог быть сбит уже во втором полете над СССР. Но эти комплексы только начинали ставить на боевое дежурство.
Откровение следовало за откровением. Уже несколько лет американская разведка старалась «выпасти» советский ракетный полигон, с которого запускались тяжёлые баллистические ракеты. На вес золота ценилось бы сообщение типа: «Нетрезвый майор Советской Армии сказал, что космодром находится примерно…»
Полигон должен был находиться в малозаселенной местности – мало ли куда вздумается упасть ракете на испытаниях. Радиоразведке удалось выявить в советском эфире некие странные сигналы, источники которых находились в западном Казахстане. Опять-таки, простая логика подсказывала, что находиться он должен где-то поблизости от железнодорожной магистрали – как иначе доставлять туда массивные ракеты.
Во время одного из вылетов U-2 отправили над железнодорожной магистралью между центром страны и Ташкентом. На самом краю кадра, в лучах закатного солнца был четко виден силуэт ракеты и другие сооружения неподалеку от железнодорожной станции Тюратам.
Однажды самолёт едва не погиб, хотя советская ПВО не имела к этому никакого отношения. Посмотрев вниз во время облёта Семипалатинского полигона, пилот похолодел. Посреди бескрайней степи там стояла серебристая башенка. У пилота был опыт полётов над американским атомным полигоном в Неваде. Он знал, что так выглядит бомба, смонтированная для испытаний. Взрыв мог последовать в любую секунду.
В июле 1959 года - спустя почти десять лет - была наконец решена задача, ради которой когда-то американцы начали работу над системами стратегической воздушной разведки. U-2 отфотографировал ядерные объекты и промышленные центры Урала, а так же Красноярск, Новосибирск, Омск и Томск.
#история урала #U-2 #холодная война #история разведки #авиация