Эта тема меня больше не касается; моему сыну скоро исполнится четыре года, и он спит по ночам, и хотя случаются посещения родительской постели, ночной уход практически меня не заботит.
Но так было не всегда, конечно. Я кормила по ночам. Спали вместе. И обнимала, когда было беспокойство /желудок / инфекция / аллергия и миллион других причин.
Новорожденный не имеет ни малейшего представления о том, что он спит в кроватке в прекрасной комнатке, в квартире на десятом этаже, в окружении других домов/квартир, а ближайшая опасность в десятках километров от него. А может он спит в кроватке в очаровательном домике, в тишине природы вокруг, и толстые стены надежно защищают его даже от голодной волчьей стаи.
Новорожденный постоянно использует очень важный индикатор: единственным источником безопасности являются родители. Он должны быть настороже и постоянно находиться в компании близких — только это гарантирует выживание. Самое трудное время — это ночи, в это время сон будет легким и чутким к присутствию родителей. Малыш думает: «Если родители потеряны из диапазона чувств, немедленно реагируй! В противном случае это может стоить мне жизни» (читай: что-то придет и сожрёт меня).
И если ребенок бдительно и беспокойно спит, требуя присутствия родителя, то это не потому, что он не хочет спать. Это потому, что единственная доступная на данный момент база данных - это плач. «Плачь, как только ты будешь один - твой крик был специально создан настолько раздражающим, что он сразу же поднимет твоих родителей и прикажет им немедленно вмешаться (то есть позаботиться о тебе)».
И эта договоренность работала с незапамятных времен, пока кто-то не пришёл с идеей возиться с ней.
Внезапно сон с ребёнком стал источником отклонений и всех проблем, включая проблемы в браке. Реакция родителей на плач ребёнка – искать причину его испорченности, избалованности и непослушания.
А ведь можно просто обнять или лечь рядом с ним, заверить его в вашем присутствии доступным для него способом (действительно, полугодовалому малышу, даже если бы он захотел, никак не понять наших устных заверений, что всё в порядке, когда мы исчезнем за дверью).
Для нас сон вместе оказался упрощением жизни. Особенно ночью. И всё же я не фанат совместного сна. Мне нравится иметь место, где мне не нужно сгибаться в китайский иероглиф, чтобы обеспечить моего сына едой или чувством безопасности. И я понимаю, что для кого-то совместный сон может быть достаточно обременительным, чтобы отказаться от него.
Способ спать не должен определять воспитание детей. Универсальных решений нет, и те, которые мы в конечном итоге выбираем, обусловлены многими факторами, и их невозможно классифицировать.
Однако, если сила направлена на удовлетворение потребностей одной группы людей без учета потребностей другой группы, то некоторые подходы в области детского сна имеют явные признаки произвола.
Потому что в этой борьбе принимают участие две стороны. Родители и ребёнок. И обе стороны имеют одинаковое право заботиться о своих нуждах. Но одна из них в большей степени способна понять ситуацию и искать решения, которые удовлетворят потребности обоих. И мы точно знаем, какая именно.
Давайте доверять фактам:
- дети спят неглубоко и бдительно, потому что этот механизм выживания дан им природой;
- имеют право просыпаться ночью. На первом, втором и третьем году жизни. Просто - если они просыпаются, у них есть важная причина, и это определенно не стремление усложнять жизнь родителям;
- дети не хотят засыпать сами по себе, потому что присутствие близкого человека дает им чувство безопасности;
по этой причине они протестуют против разделения. На первом, втором и третьем году жизни. И даже позже;
Давайте также доверять интуиции:
Если вы чувствуете, что вам нужно успокоить плач ребенка; что вы хотите его покормить; что вы хотите взять его на руки - делайте это, не глядя на всевозможных специалистов. Постепенно потребность в постоянном вашем присутствии сотрётся. Дети имеют свойство вырастать.
Опыт тысячи семей подтверждает, что это хороший способ.