Найти тему
Авто Галактика

Как работают тормоза болида Формулы-1: с 320 до 0 км/ч – 4 секунды

Оглавление

Как тормоза болида F1 могут быстро остановить автомобиль

Самые мощные тормозные механизмы в мире: каким образом тормоза болидов Формулы-1 способны останавливать автомобиль со скорости 320 км/ч менее чем за 4 секунды?

 

Тормоза на автомобилях Формулы-1 по праву считаются лидерами среди всех когда-либо изобретенных систем торможения в мировой истории, и не только автостроения. Они способны оттормозить автомобиль, несущийся со скоростью более 300 км в час до нуля, за считанные секунды, при этом создавая перегрузки для пилота во время замедления до 5g, то есть в пять раз превосходя ускорение свободного падения.

 

Для сравнения: во время спуска капсулы космического корабля космонавты испытывают меньшие перегрузки – равные 3-4 g, а у водителей Bugatti Veyron не получится превысить ускорение свободного падения и в 1.5 раза, оттормозившись со 100 км/ч до остановки за 2.3 секунды:

-2

Как работают тормоза в болидах F1, и какие инженерные решения стоят за одной из самых продуктивных и технологичных систем торможения в мире?

Скотт Мэнселл с YouTube-канала Driver61 получил в свое распоряжение набор деталей тормозной системы от автомобиля F1 и, разобравшись в нюансах работы каждой части механизма, объяснил, что делает тормоза болидов Формулы-1 столь эффективными.

Сразу отметим, что в системе торможения гоночных автомобилей F1 нет ничего необычного, если брать во внимание тормозную систему в целом. Однако, как мы поймем ниже, при этом тормоза болидов крайне серьезно отличаются в нюансах. А мелочи, как известно, порой могут быть крайне важны, в том числе и в ситуациях, когда они связаны с техникой.

Итак, вот видео

Отличия тормозов Формулы-1 от тормозов других автомобилей

1. В тормозной системе F1 не один (как на обычных автомобилях), а два главных цилиндра

Тормозные цилиндры автомобиля F1
Тормозные цилиндры автомобиля F1

Главные тормозные цилиндры в автомобилях Формулы-1 работают отдельно на переднюю и заднюю ось, распределяя усилия на передние и задние тормозные механизмы. Они установлены на поворотной вилке, которая используется для регулировки баланса тормозов.

Обычный на первый взгляд ГТЦ
Обычный на первый взгляд ГТЦ

2. Тормозные магистрали

Интересно, что тормозные линии в таких болидах не отличаются от тех, что в обычных автомобилях. Они резиновые. Разве что армирование применяется в виде металлической оплетки.

3. Уникальная конструкция суппорта болидов «Королевских гонок»

Суппорт, несмотря на схожую конструкцию с суппортами обычных автомобилей, имеет свои уникальные особенности.

У непосредственных тормозных механизмов, прижимающих колодки к дискам (суппортам), есть несколько уникальных дизайнерских решений, делающих их крайне эффективными.

Если присмотреться к ним, то окажется, что поршни внутри имеют разный размер. Они увеличиваются в диаметре по направлению движения (вращения) диска, и для этого есть веская причина. Если бы все поршни были одинакового размера (как на обычных автомобилях), то колодка под сверхнагрузками изнашивалась бы больше на одном своем конце, и меньше на другом, уменьшая свой срок службы и снижая эффективность торможения, также увеличивая дисбаланс при торможении колес во время срабатывания тормозных механизмов.

4. Расположение тормозного суппорта снизу

-5

На автомобилях Формулы-1 суппорты расположены не сзади тормозного диска (вертикально), а ближе к снизу колеса. Таким образом инженерам удается как можно ниже расположить центр тяжести автомобиля.

5. Дополнительные настройки для снижения возможности малейшей завоздушенности тормозов

Дополнительная экспресс настройка для прокачки
Дополнительная экспресс настройка для прокачки

Гонка – это командная работа . Поэтому так важно следить за всеми системами и параметрами автомобиля. Для этого на тормозных суппортах имеются дополнительные настройки для быстрой прокачки тормозов.

6. Материалы тормозного диска и колодок

Пожалуй, одна из самых главных частей повышения тормозного усилия торможения. Тормозные диски и колодки сделаны из композитного материала «карбон-карбон» (сразу два слова «карбон») из-за того, что в состав этого материала входит два типа карбона. Чрезвычайно прочного, легкого и жаропрочного материала.

-7

Диаметр диска составляет 270 миллиметров, толщина – 32 мм. Вес – всего 1.5 кг.

При этом не в последнюю очередь активную роль в торможении играют покрышки и аэродинамический обвес, создающий максимальную прижимную силу, тем самым вдавливая шины в дорожное полотно.

Только собрав все нюансы воедино, в итоге конструкторы добиваются столь высоких результатов, практически не превзойденных во всех транспортных областях – от поездов, авиации и космонавтики (примеры: многоразовые транспортные космические корабли «Шаттл» и «Буран»).