На фоне продолжающейся эпидемии коронавируса по всему миру, и конкретно в Эквадоре, я хотел бы рассказать и о чем-то положительном. Например, об эквадорцах.
Добрый, веселый и простодушный народ, имеющий интересную историю и самобытную культуру.
Надо начать с того, как вообще появились эквадорцы, в чем их корни и с чего начинается их история.
Задолго до прихода испанцев в Латинскую Америку на этих территориях проживали различные племена индейцев. Самым их известным государством в Южной Америке являлась Империя Инков. С ней и связан знаменитый комплекс Мачу-Пикчу в Перу.
В первой половине 16 века на территорию Эквадора прибыли испанцы. И с этого периода начинает формироваться та самая Латинская Америка, которую мы знаем и сейчас.
Испанцы в целом ладили с местными индейцами и в конечном итоге активно с ними смешивались. Поэтому в большинстве стран Латинской Америки население - метисы, т.е. потомки как испанцев, так и индейцев. А так, как в отличие от англосаксов испанские колонисты не устраивали геноцид местного населения, то во многих странах Латины остались коренные жители, коренные языки, традиционная культура, фольклор и т.д.
Что же касается Эквадора, то сразу нужно прояснить, что эквадорцы - это политический термин, обозначающий граждан страны. Само население страны в большинстве своем - это метисы с преобладанием индейской крови.
Кроме метисов в Эквадоре есть и прямые потомки испанцев, которые живут достаточно обособлено и держатся друг друга.
На северо-западе страны у побережья живут потомки африканцев, которых испанцы завезли для работы на плантациях. Говорят они на испанском языке, хотя в их культуре доминируют африканские мотивы.
Остались в большом количестве и индейцы, живущие преимущественно в горах и в Амазонии. Они говорят на своих местных языках, хотя и знают испанский.
Но кроме такого деления по происхождению, гораздо отчётливее эквадорцы разделены на две крупные группы: жители побережья (Косты) и жители гор (Сьерры). Наверное, это похоже на то, как разделены американцы США на южан и северян. Что-то такое и в Эквадоре.
Такое деление связано с тем, что на побережье и в горах еще до испанцев жили разные народы. Например, на побережье испанское влияние доминировало, поэтому жители Косты в культуре более походят на испанцев. А в горах влияние индейцев было решающим. Сильное наследие инков, на которе наложилась испанская культура, католицизм и испанский язык. Это проявилось в том, то горцы более замкнуты, в их испанском языке много слов индейского происхождения, национальная кухня в горах более индейская, чем испанская, как и музыка, одежда, быт и традиции.
Между этими двумя группами (жителями побережья и горцами) существует заметное напряжение. Ко всему прочему это усугубляется тем, что в Эквадоре две столицы: формальная в Кито, который расположен в горах, и неформальная в Гуаякиле, крупнейшем городе в стране, который расположен на побережье и о котором в последнее время много слухов в связи с коронавирусом.
Люди гор очень ценят свое достоинство, и их речь часто пестрит вежливыми обращениям, старинными манерами и даже некой официальностью: они могут обращаться на "Вы" к самым близким друзьям, к своим детям и родственникам. Их речь достаточно медленная (насколько это возможно для испанского языка), плавная и понятная.
Напротив, жители побережья говорят очень быстро, проглатывают многие звуки и окончания в словах, "тыкают" всем, кому можно и нельзя. Их речь очень ленивая и быстрая. Складывается ощущение, что когда они начинают говорить, они хотят закончить разговор как можно скорее.
Кроме того горцы очень крепко держатся своего: многие люди носят традиционную индейскую одежду, широко распространена народная кухня, которая известна по такому блюду, как жаренные морские свинки. Все это - наследие инков.
На побережье же напротив люди часто ориентируются на Испанию или даже на США в последнее время. Они охотнее перенимают новое.
Для эквадорцев в целом характерна сильная религиозность и большинство населения принадлежат к Католической Церкви. Но эта религиозность особенно сильна в горах. Фактически именно католицизм стал такой связующей нитью для всех эквадорцев в единое целое.
Что еще интересного можно сказать про эквадорцев?
Многие из них живут очень и очень долго. 100 летние старики не являются чем-то исключительным. И даже есть города в горах, где живут люди старше 120 лет. Настоящие долгожители.
Другой особенностью является то, что в силу такого разного происхождения эквадорцев, понятие нации у них отсутствует вообще, а вот понятие расы - это очень и очень важно. Но в строгом смысле слова раса в Эквадоре - это больше социально-культурное положение, чем антропологическо-генетическое. Обычно образованные эквадорцы с хорошим достатком называют себя белыми и считаются таковыми в глазах остальных.
Тем не менее, несмотря на такие вот отличия внутри народа, все эквадорцы - это очень добрые и вежливые люди. Они с радостью помогут любому.
Для всех эквадорцев характерно гостеприимство, щедрость и открытость к иностранцам. Люди с большим сердцем и искренними улыбками.
В последние годы в Эквадор приезжают много американцев США, испанцев, итальянцев и даже аргентинцев. Все это, конечно, меняет картину населения и продолжает процесс плавильного котла для различных мигрантов в единый народ.
Но в конечном итоге, несмотря на существующие исторические и культурные противоречия, эквадорцы чувствуют и ощущают себя единым народом, объединенным общей судьбой, историей, религией и происхождением от испанцев в той или иной мере. И это очень хорошо проявляется сейчас, в столь сложное для страны время, когда нация сплотилась, и люди очень остро чувствуют себя единым целым.