Сразу скажу – если вы ждете ругательных слов – их нет у меня. Но кое-какие мысли озвучу.
В нашем небольшом литературном кружке мы частенько выбираем для обсуждения какой-нибудь популярный роман. Вот и книгу Гузели Яхиной мы разбирали примерно год назад. Тогда, помнится, мнения разделились от полного восторга до полного неприятия, то есть разброд и шатание в массах. В общем, то же самое, что сейчас творится в связи с выходом сериала, про который я даже не заикнусь.
По моему скромному мнению, оценивать литературное произведение нужно не сразу, а по истечении какого-то времени. Если через месяц ты вспомнишь сюжет и имена главных героев, значит, книга чем-то зацепила, и есть о чем поговорить.
Вот противники книги настаивают на отсутствии у нее художественных достоинств. Тогда почему мы так яростно спорим? Тезис, что народ не тот, не дорос до высокой литературы, не работает. Ведь яростно схлестнулись не только диванные аналитики, но и вполне себе филологи.
Как мне кажется, дело тут в следующем: сюжет легко укладывается в рамки литературного архетипа «красавица и чудовище».
Хрупкая Зулейка, женщина с добрым сердцем, принесена в жертву Чудищу лесному. Даже если нам что-то не нравится: язык, стиль или вот еще - кинематографичность, мы будем читать, пока не узнаем, сумеет ли «Бель» усмирить «Чудовище» и снять с него злые чары. Чудовище, насколько вы помните, вовсе не злое, просто вид имеет грозный и характер сварливый. Настоящее зло это Гастон, который подбивает односельчан на расправу, и его подпевалы. В книге эта роль отведена Кузнецу и Горелову. И даже сумасшедший изобретатель, отец Бель, в книге присутствует – это, конечно, профессор Лейбе.
Так что как мы видим, «Зулейха» – типичный женский любовный роман со вполне узнаваемыми героями. И если его рассматривать именно с этой точки зрения, он прекрасен, так же как прекрасны, к примеру, «Унесенные ветром», книга, которая уже почти сто лет неизменно вызывает сильные чувства. Да, у Митчелл история выглядит масштабнее, и чудовище вовсе не мужского пола, но это детали.
В любом случае, литературу судит время, а книги пишут потому, что не писать не могут. Спросите любого писателя, он подтвердит. Так что ругать книгу – даже не знаю, имеет ли смысл. Автор хотел рассказать нам историю и рассказал. Не любо не слушай.
Сериал же совсем другое дело, но я его не смотрю, потому что кино про Зулейху давно уже прокрутилось у меня в голове при чтении книги. А ремейки я не люблю.