Часто и много где встречал выражение: «Мечтаю стереть себе память, чтобы посмотреть этот фильм/сериал заново». Почему люди так говорят? Им нравятся ощущения, которые они испытывают при просмотре, их новизна, острота, сила. А стереть память они хотят, потому что считают, что первое знакомство с чем-то новым — самое запоминающееся. Отчасти это так — вряд ли вы забудете впечатления от момента, когда впервые увидели в живую Эйфелеву башню, Ниагарский водопад или Мачу Пикчу. Возможно в последующие разы такого восторга все это не вызовет, но вернуться вам скорее всего захочется. Зачем? Чтобы разглядеть заклепки, фиксирующие болты на балках, чтобы с другого ракурса понаблюдать за висящей над водой радугой, чтобы пересчитать ступеньки снизу вверх и наоборот. Такие повторения если и не позволяют заново пережить уже пережитое, то во всяком случае наполняют уже отложившееся в памяти не очевидными деталями, любимыми фрагментами, а главное — тем чувством предвкушения чего-то очень приятного, которое само по себе зачастую доставляет большее удовольствие.
Все части «Гарри Поттера» подряд в один присест мне удалось посмотреть (как и всем наверное) после выхода последней. Так сказать, испытал максимальное погружение. К тому моменту каждая в отдельности была уже засмотрена до дыр и затяжной киномарафон выдержать получилось с трудом. Спустя время я стал пересматривать не все сразу, а некоторые. Память подсказывала, что на каком-то эпизоде какой-то части нужно остановиться — там будет интересно. Происходило это помимо воли, но подсказки ни разу не подводили.
Пересматривая эти фильмы, я с каждым разом в той или иной части замечал то, на что раньше не обращал внимания или проскакивал в ожидании особенно полюбившихся моментов. Такое замечаешь только в тех фильмах, которые настолько погрузили тебя в свою атмосферу, что ты как будто гуляешь по ним сам по себе, а сюжет развивается параллельно. Так очередной просмотр становится не просто лежанием на диване, а путешествием, которое так приятно совершить, не выходя из дома.
Я думаю, что фильмы о «Гарри Поттере» не могли не стать классикой, особенно принимая во внимание успех книг. Но то, что в итоге получилось превзошло все ожидания. Можно очень долго и очень подробно разбирать каждую часть, написать как минимум по книге на каждый фильм серии. Я же хочу остановиться на нескольких, на мой взгляд, важных составляющих.
Музыка
Первое, что встречает нас — это простая мелодия как будто из старой музыкальной шкатулки, но черт возьми, она застревает у вас в голове раз и навсегда. Музыка ведет каждого персонажа по истории, а вслед за ним и зрителя. Ничего лишнего — все ноты на своих местах. Не успел в кадре появится тот или иной персонаж, а мы уже знаем, кто это будет — ведь заиграла его тема в тысяче вариаций, но неизменно узнаваемая с первых тактов. Композиторов на протяжении долгих лет сменилось много, но самой узнаваемой и самой ассоциируемой с Гарри Поттером музыкой стали композиции, написанные Джоном Уильямсом для первых двух частей. В дальнейшем все последующие мастера обыгрывали в своих произведениях эти главные мотивы, используя аранжировки, новые инструменты и т.д. Эти мелодии вряд ли подошли бы для какого-нибудь другого фильма — в отрыве от картинки они по-своему прекрасны, но только вместе с ней создают законченное произведение. Музыка настолько органична, что кажется, что они с этим видеорядом вместе появились и вместе существуют, образуя единое целое.
Работа художников (постановщиков, по костюмам, декораторов и всех, кто отвечает за то, что находится в кадре)
В крупных художественных произведениях всегда есть опасность скатиться в мелочи и не удержать из-за этого магистральную линию. В случае с экранизациями «Гарри Поттера» это невозможно просто потому, что здесь нет мелочей и это чувствуется. Зачем в обстановке тот или иной предмет? Почему цвет мантии персонажа именно такой? Конечно на все эти вопросы мы видим в кадре ответы, данные конкретными людьми, которые постарались настолько хорошо, что их видение стало нашим и мы этого даже не заметили — просто не представляем себе чего-то другого, вместо того, что уже стоит, висит, надето, витает в воздухе, ползает по заднему плану. Все задействовано для создания картины и все играет вместе с актерами, даже камни, даже дождь, даже облака. Сделано так, что хочется всматриваться, но даже если что-то пропустил — не беда, дальше — больше, смотри и удивляйся — для тебя старались. Я уже и не говорю о мастерах спецэфектов — эти ребята точно не зря свой хлеб едят.
Актерская игра. Ну что тут сказать? Все уже сказано. Все дифирамбы пропеты. Настоящий хор голосов профессионалов высочайшего класса, а точнее — ансамбль. Вы знаете чем ансамбль отличается от хора? В хоре как минимум двое или более человек исполняют одну и ту же партию. В данном же случае каждый поет свою. Старшее поколение — чопорно, с достоинством (несмотря на зачастую странно звучащие почти непроизносимые названия заклинаний), а молодежь — с оглядкой на Голливуд, но все же с неистребимой английской школой, которую от тех же стариков и переняли. Иногда некоторые эпизоды в фильмах выглядят может быть излишне театрально, то есть эмоции и жесты такие, чтобы зритель с последнего ряда галерки разглядел без бинокля, но это ничуть не портит, а даже наоборот — придает оригинальности, в конце концов — это же волшебники, как еще можно себя вести, зная, что можешь превратить кого-нибудь в хорька — только так.
История
Спасибо Джоан Роулинг за наше счастливое детство! То, что начиналось, как сказка сыну, который сложно засыпал по ночам, привело весь мир в книжные магазины. Сложно представить, как столько всего могло родиться в голове одного человека. Не могло и не родилось. В наше время создать что-то оригинальное на 100% практически невозможно. Неизбежно будешь заимствовать не одно так другое. И она тоже заимствовала (про это есть отдельные подробные исследования, кстати, очень интересные). Но можно ли поставить ей это в вину? Нет, нельзя. Давайте вспомним, что нот в музыке всего семь, а музыкальных произведений явно больше. Поменял местами «до» с «фа» и «ля» с «си», или выстроил в другом порядке и вот уже что-то новое получилось, хотя в основе одно и то же. История про мальчика, который выжил получилась оригинальной, хотя любители Диккенса заметили схожесть атмосферы, знатоки латыни и греческого расшифровали заклинания, а исследователи мифологии разглядели кучу написанных уйму лет назад притч и повестей в сюжетных поворотах. Самое главное, что эта история в очередной раз про то, что добро побеждает зло, что победа эта достается дорогой ценой, что социальные связи — единственное, на что можно рассчитывать в сложной ситуации и что сказание о том, как кто-то в младенчестве пережил чудесное спасение и был отмечен, а позднее — страдал, погиб и воскрес по прежнему привлекает к себе внимание.
Вот в этом наверное и есть секрет успеха «Гарри Поттера». А может и в другом. Кто бы не советовал своему знакомому посмотреть эти фильмы, обязательно остановится на чем-то своем, что по его мнению должно понравиться. Благо того, на чем можно остановиться здесь в избытке.
Вряд ли скоро появится что-то столь же грандиозное и в то же время уютное, камерное. Должно пройти время. Пока ни у кого не получается. Может оно и хорошо. И надеюсь, что мы не скоро увидим ремейк — очень уж хорош Алан Рикман в роли Северуса Снегга.
На вопрос смотреть или не смотреть каждый ответит для себя сам, но если вы спросите меня, то я скажу — однозначно смотреть!
P.S. Хочу поделиться своей любимой сценой. В Кубке огня, когда все собираются в зал, чтобы узнать, кто же станет тремя волшебниками — участниками турнира, Появляется Дамблдор и обводит рукой весь зал из одного угла в другой и огни в лампах начинают гореть менее ярко. Так эффектно освещение не приглушал никто и никогда. Не знаю, почему мне это так нравится. Наверно Дамблдор из той же породы, что и Гендальф — появляется тогда, когда нужно, и это всегда запоминается.