Найти тему

История страны в железнодорожных вагонах.

Спальный вагон прямого сообщения. Проехать в них ранее считалось особым шиком. Строились до революции по заказу Международного Общества Спальных Вагонов (МОСВ), эксплуатировавшего подобные вагоны в Европе. Герб МОСВ красовался посредине каждого вагона. В таком вагоне без пересадки можно было проехать через всю Европу, Россию и Турцию. Транссибирский экспресс (кроме первого состава) комплектовался из таких вагонов, под которые был стилизован даже багажный. После революции уцелевшие вагоны стали принадлежать специально созданному в СССР при железнодорожном ведомстве Управлению СВПС. Туда же вошло и небольшое  количество вновь построенных в советское время аналогичных вагонов. Использовались данные вагоны до конца 1950-х гг. Вагоны снаружи первоначально покрывались темным лаком по деревянной облицовке, но в последние годы просто окрашивались в коричневый колер. Число осей - 4. Тип тележек - МОСВ, трехкратного подвешивания. Изготовитель вагона - Тверской вагонный завод. Год выпуска вагона - 1913 г. Число мест - 16 спальных.
Спальный вагон прямого сообщения. Проехать в них ранее считалось особым шиком. Строились до революции по заказу Международного Общества Спальных Вагонов (МОСВ), эксплуатировавшего подобные вагоны в Европе. Герб МОСВ красовался посредине каждого вагона. В таком вагоне без пересадки можно было проехать через всю Европу, Россию и Турцию. Транссибирский экспресс (кроме первого состава) комплектовался из таких вагонов, под которые был стилизован даже багажный. После революции уцелевшие вагоны стали принадлежать специально созданному в СССР при железнодорожном ведомстве Управлению СВПС. Туда же вошло и небольшое количество вновь построенных в советское время аналогичных вагонов. Использовались данные вагоны до конца 1950-х гг. Вагоны снаружи первоначально покрывались темным лаком по деревянной облицовке, но в последние годы просто окрашивались в коричневый колер. Число осей - 4. Тип тележек - МОСВ, трехкратного подвешивания. Изготовитель вагона - Тверской вагонный завод. Год выпуска вагона - 1913 г. Число мест - 16 спальных.
Последние серийно выпускавшиеся стандартные 3-осные пассажирские вагоны, с 1900 г. строившиеся на всех отечественных заводах. Изготавливались всех классов, кроме 4-го, в большом количестве. Вагоны 3-го класса окрашивались в зеленый цвет. Дорога начальной приписки - Санкт-Петербурго-Варшавская. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1903 г. Число мест - 40 спальных.
Последние серийно выпускавшиеся стандартные 3-осные пассажирские вагоны, с 1900 г. строившиеся на всех отечественных заводах. Изготавливались всех классов, кроме 4-го, в большом количестве. Вагоны 3-го класса окрашивались в зеленый цвет. Дорога начальной приписки - Санкт-Петербурго-Варшавская. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1903 г. Число мест - 40 спальных.
Эти вагоны строились для линий небольшой протяженности, например, для Минераловодческой ветви Владикавказской железной дороги. Данный вагон выпускался для пригородного движения и имел мягкие места для сидения 1-го класса. Окрашивался в темно-синий цвет. Число осей - 2. Дорога начальной приписки - Владикавказская. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1902 г. Число мест - 40 мест для сидения.
Эти вагоны строились для линий небольшой протяженности, например, для Минераловодческой ветви Владикавказской железной дороги. Данный вагон выпускался для пригородного движения и имел мягкие места для сидения 1-го класса. Окрашивался в темно-синий цвет. Число осей - 2. Дорога начальной приписки - Владикавказская. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1902 г. Число мест - 40 мест для сидения.
Эти вагоны строились для малодеятельных линий с небольшим пассажиропотоком. Данный вагон эксплуатировался на Минераловодческой ветви Владикавказской железной дороги. Окрашивался в темно-зеленый и темно-коричневый цвет соответственно расположению пассажирского и багажного отделения. Число осей - 3. Дорога начальной приписки - Владикавказская. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1902 г. Число мест - 14 спальных и 16 для сидения.
Эти вагоны строились для малодеятельных линий с небольшим пассажиропотоком. Данный вагон эксплуатировался на Минераловодческой ветви Владикавказской железной дороги. Окрашивался в темно-зеленый и темно-коричневый цвет соответственно расположению пассажирского и багажного отделения. Число осей - 3. Дорога начальной приписки - Владикавказская. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1902 г. Число мест - 14 спальных и 16 для сидения.
Данный тип вагонов широко использовался в 1870-х - 1880-х гг. Выпускались всех классов, как с открытыми площадками, так и с закрытыми тамбурами. Отдельные вагоны эксплуатировались вплоть до 1950-х гг. Имели 3 оси, окрашивались в зелёный цвет. Дорога начальной приписки - Московско-Брестская. Изготовитель - Русско-Балтийский вагонный завод. Год выпуска - 1872 г.
Данный тип вагонов широко использовался в 1870-х - 1880-х гг. Выпускались всех классов, как с открытыми площадками, так и с закрытыми тамбурами. Отдельные вагоны эксплуатировались вплоть до 1950-х гг. Имели 3 оси, окрашивались в зелёный цвет. Дорога начальной приписки - Московско-Брестская. Изготовитель - Русско-Балтийский вагонный завод. Год выпуска - 1872 г.
Это были первые пассажирские вагоны (длина 14 м.), выпущенные после Гражданской войны и разрухи. В них была применена полностью стальная рама с хребтовой балкой - в остальном конструкция оставалась такой же, как и у дореволюционных предшественников. Выпускались в массовом количестве и были самыми распространенными вагонами для местных перевозок в период 1920 - 1950-х гг. Эти вагоны постепенно заменили в пригородном сообщении более старые, дореволюционные постройки, а сами, в свою очередь, уступили место уже электропоездам и межобластным цельнометаллическим вагонам. Окрашивались в зеленый цвет. Число осей - 2. Дорога начальной приписки вагона - Октябрьская. Изготовитель - завод "Красный путиловец". Год выпуска - 1926 г. число мест - 72 для сидения.
Это были первые пассажирские вагоны (длина 14 м.), выпущенные после Гражданской войны и разрухи. В них была применена полностью стальная рама с хребтовой балкой - в остальном конструкция оставалась такой же, как и у дореволюционных предшественников. Выпускались в массовом количестве и были самыми распространенными вагонами для местных перевозок в период 1920 - 1950-х гг. Эти вагоны постепенно заменили в пригородном сообщении более старые, дореволюционные постройки, а сами, в свою очередь, уступили место уже электропоездам и межобластным цельнометаллическим вагонам. Окрашивались в зеленый цвет. Число осей - 2. Дорога начальной приписки вагона - Октябрьская. Изготовитель - завод "Красный путиловец". Год выпуска - 1926 г. число мест - 72 для сидения.
Данный тип вагона строился на многих вагоностроительных заводах. Это были стандартные 15-метровые багажные вагоны. Построенные в начале XX в., они получили большое распространение на сети отечественных железных дорог. В процессе эксплуатации с них убирали переходные подножки вдоль всего кузова и поручни. Окрашивались в темно-коричневый цвет, имели 4 оси. Тип тележек - "сибирский", однократного подвешивания. Дорога начальной приписки вагона - Закавказская. Изготовитель - Коломенский завод. Год выпуска - 1905 г.
Данный тип вагона строился на многих вагоностроительных заводах. Это были стандартные 15-метровые багажные вагоны. Построенные в начале XX в., они получили большое распространение на сети отечественных железных дорог. В процессе эксплуатации с них убирали переходные подножки вдоль всего кузова и поручни. Окрашивались в темно-коричневый цвет, имели 4 оси. Тип тележек - "сибирский", однократного подвешивания. Дорога начальной приписки вагона - Закавказская. Изготовитель - Коломенский завод. Год выпуска - 1905 г.
Типовой 3-осный багажный вагон, строившийся всеми заводами. Выпускались в большом количестве вплоть до 1914 г. Этот вагон эксплуатировался в составе агитпоезда "Красный Восток" в период гражданской войны, для чего был красочно расписан. До революции багажные вагоны окрашивались в темно-коричневый цвет. Дорога начальной приписки вагона - Северные. Изготовитель - Усть-Катавский завод. Год выпуска - 1910 г.
Типовой 3-осный багажный вагон, строившийся всеми заводами. Выпускались в большом количестве вплоть до 1914 г. Этот вагон эксплуатировался в составе агитпоезда "Красный Восток" в период гражданской войны, для чего был красочно расписан. До революции багажные вагоны окрашивались в темно-коричневый цвет. Дорога начальной приписки вагона - Северные. Изготовитель - Усть-Катавский завод. Год выпуска - 1910 г.
"Вагон системы Полонсо", - так называли данный тип. Создателем его специального кузова являлся французский инженер Полонсо. Нижняя часть вагона склепывалась из металла таким образом, что образовывала прочную конструкцию. Фактически это было первое в отечественной практике применение несущего кузова. В России такие вагоны (кроме 4-го класса) начали строиться с 1896 г. для Владикавказской, Китайско-Восточной и Санкт-Петербурго-Варшавской железных дорог. Нигде больше распространения не получили, т.к. были тяжелые и имели большую нагрузку на ось. толщина листового металла нижней части кузова - 5мм, в связи с чем эти представители пассажирского парка более известны как бронированные или "вагоны Владикавказского типа". Позже под часть таких вагонов, построенных для высокопоставленных или состоятельных особ, для уменьшения нагрузки от оси на рельсы подкатывались трехосные тележки. Эти вагоны стали личными вагонами для многих военачальников и политических деятелей. Основная часть подобных вагонов была списана в начале 1960-х гг., но конструкция их оказалась надёжной и некоторые вагоны-салоны дожили в пассажирском парке до конца 1980-х гг. в качестве служебных у разного ранга руководителей железных дорог. Сейчас они представлены в качестве экспонатов ряда железнодорожных музеев стран СНГ и Балтии. Данный вагон имеет 4 оси. Дорога начальной приписки - Китайско-Восточная. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1901 г. Число мест - 32 спальных.
"Вагон системы Полонсо", - так называли данный тип. Создателем его специального кузова являлся французский инженер Полонсо. Нижняя часть вагона склепывалась из металла таким образом, что образовывала прочную конструкцию. Фактически это было первое в отечественной практике применение несущего кузова. В России такие вагоны (кроме 4-го класса) начали строиться с 1896 г. для Владикавказской, Китайско-Восточной и Санкт-Петербурго-Варшавской железных дорог. Нигде больше распространения не получили, т.к. были тяжелые и имели большую нагрузку на ось. толщина листового металла нижней части кузова - 5мм, в связи с чем эти представители пассажирского парка более известны как бронированные или "вагоны Владикавказского типа". Позже под часть таких вагонов, построенных для высокопоставленных или состоятельных особ, для уменьшения нагрузки от оси на рельсы подкатывались трехосные тележки. Эти вагоны стали личными вагонами для многих военачальников и политических деятелей. Основная часть подобных вагонов была списана в начале 1960-х гг., но конструкция их оказалась надёжной и некоторые вагоны-салоны дожили в пассажирском парке до конца 1980-х гг. в качестве служебных у разного ранга руководителей железных дорог. Сейчас они представлены в качестве экспонатов ряда железнодорожных музеев стран СНГ и Балтии. Данный вагон имеет 4 оси. Дорога начальной приписки - Китайско-Восточная. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1901 г. Число мест - 32 спальных.
Такие вагоны строились по заказу частных дорог в 1890-е гг. Это были последние трехосные вагоны, строившихся по заказу, до стандартизации пассажирского вагонного парка. Окрашивались в темно-жёлтый и зелёный цвет соответственно расположению мест 2-го и 3-го класса. Дорога начальной приписки - Рязанско-Уральская. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1895 г. Число мест - 20 спальных.
Такие вагоны строились по заказу частных дорог в 1890-е гг. Это были последние трехосные вагоны, строившихся по заказу, до стандартизации пассажирского вагонного парка. Окрашивались в темно-жёлтый и зелёный цвет соответственно расположению мест 2-го и 3-го класса. Дорога начальной приписки - Рязанско-Уральская. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1895 г. Число мест - 20 спальных.
Почтовые вагоны с длиной кузова 18 м являлись дальнейшим развитием этого вида подвижного состава. После одобрения правительства, они были рекомендованы к выпуску на всех вагоностроительных заводах и имели широкое распространение на отечественных железных дорогах. В 1934 г. в таком вагоне из Ленинграда в Москву для похорон было доставлено тело С.М. Кирова. Выпуск этих вагонов прекратился в 1918 г. Окрашивались в зеленый цвет. Находились в эксплуатации до замены их цельнометаллическими почтовыми вагонами в середине 1950-х гг. Единственный образец такого вагона сохранен в музее истории железнодорожной техники г. Новосибирска. Число осей вагона - 4. Тип тележки - Пульмана, двухкратного подвешивания. Дорога начальной приписки - Закавказская. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1909 г.
Почтовые вагоны с длиной кузова 18 м являлись дальнейшим развитием этого вида подвижного состава. После одобрения правительства, они были рекомендованы к выпуску на всех вагоностроительных заводах и имели широкое распространение на отечественных железных дорогах. В 1934 г. в таком вагоне из Ленинграда в Москву для похорон было доставлено тело С.М. Кирова. Выпуск этих вагонов прекратился в 1918 г. Окрашивались в зеленый цвет. Находились в эксплуатации до замены их цельнометаллическими почтовыми вагонами в середине 1950-х гг. Единственный образец такого вагона сохранен в музее истории железнодорожной техники г. Новосибирска. Число осей вагона - 4. Тип тележки - Пульмана, двухкратного подвешивания. Дорога начальной приписки - Закавказская. Изготовитель - Путиловский завод. Год выпуска - 1909 г.
Вагон-церковь. Сначала вагон обращался на Западно-Сибирской, а после постройки там постоянных храмов был передан на Средне-Сибирскую дорогу. Этот вагон был запечатлен американцем Фридрихом Фурманом в 1918 г. в г. Владивостоке. До революции существовало 6 таких передвижных церквей разной конструкции. Данный вагон окрашивался изначально в темно-синий цвет. после 1913 г. вагоны-церкви имели белую окраску. Изготовитель вагона - Путиловский завод. Год выпуска - 1896 г.
Вагон-церковь. Сначала вагон обращался на Западно-Сибирской, а после постройки там постоянных храмов был передан на Средне-Сибирскую дорогу. Этот вагон был запечатлен американцем Фридрихом Фурманом в 1918 г. в г. Владивостоке. До революции существовало 6 таких передвижных церквей разной конструкции. Данный вагон окрашивался изначально в темно-синий цвет. после 1913 г. вагоны-церкви имели белую окраску. Изготовитель вагона - Путиловский завод. Год выпуска - 1896 г.
Пассажирские вагоны этой серии были последними, разработанными в России перед Первой мировой войной. Длина кузова вагона увеличена до 20 м. Применена полностью железная рама. Вагоны этого типа строились только 1-го и 2-го классов - как отдельно, так и миксты (т.е. - смешанные). Впервые с 1912 г. на этих пассажирских вагонах стали устанавливать электрическое освещение. Впоследствии из них, самых современных и комфортабельных для того времени, в 1931 г. был сформирован экспресс "Красная стрела" Ленинград-Москва. Все его вагоны были синего цвета, поскольку эта окраска соответствовала 1-му классу. Спустя 30 лет эксплуатации легендарный поезд был перекрашен в красный цвет. Данный вагон имеет 4 оси. Тип тележки - Фетте, трехкратного подвешивания. Дорога начальной приписки - Южные. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1913 г. Число мест - 18 спальных.
Пассажирские вагоны этой серии были последними, разработанными в России перед Первой мировой войной. Длина кузова вагона увеличена до 20 м. Применена полностью железная рама. Вагоны этого типа строились только 1-го и 2-го классов - как отдельно, так и миксты (т.е. - смешанные). Впервые с 1912 г. на этих пассажирских вагонах стали устанавливать электрическое освещение. Впоследствии из них, самых современных и комфортабельных для того времени, в 1931 г. был сформирован экспресс "Красная стрела" Ленинград-Москва. Все его вагоны были синего цвета, поскольку эта окраска соответствовала 1-му классу. Спустя 30 лет эксплуатации легендарный поезд был перекрашен в красный цвет. Данный вагон имеет 4 оси. Тип тележки - Фетте, трехкратного подвешивания. Дорога начальной приписки - Южные. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1913 г. Число мест - 18 спальных.
Передвижные котельные. В холодное время года такие вагоны использовались для отопления пригородных, а иногда и пассажирских поездов. Ставились в середину состава. Применение таких вагонов оправдывалось дороговизной оснащения котла и каждого вагона, а также их обслуживания. Индивидуальные котлы как водяного, так и парового отопления в 1920-х гг. применялись только в вагонах 1-го и 2-го класса, а также в вагонах-салонах и вагонах-ресторанах. Число осей - 2. Дорога начальной приписки - Южная. Изготовитель - завод "Красный путиловец". Год выпуска - 1926 г.
Передвижные котельные. В холодное время года такие вагоны использовались для отопления пригородных, а иногда и пассажирских поездов. Ставились в середину состава. Применение таких вагонов оправдывалось дороговизной оснащения котла и каждого вагона, а также их обслуживания. Индивидуальные котлы как водяного, так и парового отопления в 1920-х гг. применялись только в вагонах 1-го и 2-го класса, а также в вагонах-салонах и вагонах-ресторанах. Число осей - 2. Дорога начальной приписки - Южная. Изготовитель - завод "Красный путиловец". Год выпуска - 1926 г.
Данные вагоны предназначалось для доставки рабочих на заводы. Внутри имелись деревянные сиденья-лавки, позже применяемые в электричках (32 места для сидения). Послужили прототипом вагонов для переселенцев, строившихся в массовом количестве в 1910-е гг. Окрашивались в серый цвет, имели 2 оси. Дорога начальной приписки - Пермская горнозаводская. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1900 г.
Данные вагоны предназначалось для доставки рабочих на заводы. Внутри имелись деревянные сиденья-лавки, позже применяемые в электричках (32 места для сидения). Послужили прототипом вагонов для переселенцев, строившихся в массовом количестве в 1910-е гг. Окрашивались в серый цвет, имели 2 оси. Дорога начальной приписки - Пермская горнозаводская. Изготовитель - Сормовский завод. Год выпуска - 1900 г.
Пассажирские вагоны этого стандарта, с длиной кузова 20,2 м начали строиться с 1928 г. Они стали развитием 20-метрового вагона дореволюционной постройки. В этом вагоне была применена стальная рама с хребтовой балкой и немного увеличены тамбуры. На базе его выпускались пригородные, жёсткие и мягкие (плацкартные и купейные) вагоны, вагоны-рестораны, багажные, почтовые и вагоны-салоны. Последние могли быть с центральным или торцевым расположением салона, отличавшиеся наличием только одного тамбура. Первым такие плацкартные вагоны стал выпускать завод имени Егорова в Ленинграде, оснащавший их тележками довольно простой конструкции собственного проекта. Массово изготавливались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вагоны длиной 20,2 м долго эксплуатировались в СССР. Как правило, - окрашивались в зелёный цвет. Повсеместно стали исключаться из парков с 1960-х гг., но проработали на железных дорогах вплоть до начала 1970-х гг. Число осей вагона - 4. Дорога приписки - Белорусская. Изготовитель - Калининский вагоностроительный завод (бывший Тверской). Год выпуска - 1937 г.
Пассажирские вагоны этого стандарта, с длиной кузова 20,2 м начали строиться с 1928 г. Они стали развитием 20-метрового вагона дореволюционной постройки. В этом вагоне была применена стальная рама с хребтовой балкой и немного увеличены тамбуры. На базе его выпускались пригородные, жёсткие и мягкие (плацкартные и купейные) вагоны, вагоны-рестораны, багажные, почтовые и вагоны-салоны. Последние могли быть с центральным или торцевым расположением салона, отличавшиеся наличием только одного тамбура. Первым такие плацкартные вагоны стал выпускать завод имени Егорова в Ленинграде, оснащавший их тележками довольно простой конструкции собственного проекта. Массово изготавливались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вагоны длиной 20,2 м долго эксплуатировались в СССР. Как правило, - окрашивались в зелёный цвет. Повсеместно стали исключаться из парков с 1960-х гг., но проработали на железных дорогах вплоть до начала 1970-х гг. Число осей вагона - 4. Дорога приписки - Белорусская. Изготовитель - Калининский вагоностроительный завод (бывший Тверской). Год выпуска - 1937 г.

Многие из таких типов вагонов были запечатлены и в лентах отечественного кинематографа. Так, например, последний рассмотренный нами тип вагона запечатлел подвиг советских воинов в фильме "Офицеры":

Взято из интернет-ресурса.

Кстати, мало кто знает, что эпизод, отраженный в данном фрагменте имеет реальную основу. Оставшиеся защищать станцию и санитарный поезд люди сознательно шли умирать, чтобы жили другие.

Тогда, в декабре 1942 г. 6-я армия Паулюса в г. Сталинграде постепенно терпит поражение. Немцы перебрасывают танковые подразделения с Кубани на прорыв Паулюсу. На пути прорыва - небольшие стрелковые формирования советских войск. Получив разведданные от авиации немцы решают наступать на беззащитную станцию и прорваться. Через несколько часов наступающая немецкая группировка была разбита. Тогда, многие из раненых советских бойцов дали свой последний бой.

Как же так произошло? На станцию, возле которой не было советских танков и в помине, влетел санитарный поезд и начал погрузку. Немцы пошли на прорыв.

Тем временем, железнодорожниками вслед за санитарным поездом на станцию был отправлен эшелон с советскими танками. Состав на станцию взойти не смог: путь забит санитарным поездом (одноколейная дорога) и, поэтому встал в степи.

Для разгрузки танков по нужна возвышенность – станционная платформа и мостки, чтобы по ним сползти. А тут – степь, танки задраны на высоту платформ. Но обстановка требовала немедленно вступить в бой.

Командир батальона принял решение, - удалив из танков боезапас согнать танк с платформы своим ходом. Для выполнения приказа комбат сам сел за рычаги первого танка и выполнил этот трюк. Минут через 40 танковый батальон был готов к маршу и бою.

Ударив по флангам наступающей немецкой группировки, советские танкисты разбили противника.

Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.