Вчера весь Православный люд праздновал Пасху – главный праздник всех христиан мира (католический люд праздновал ее неделю назад). Спаситель воскрес, «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Верите вы в это или нет – в данном случае не столь важно, поскольку речь дальше пойдет об искусстве. Образов Иисуса Христа испокон веков существует великое множество – от фресок Джотто Ди Бондоне до икон Андрея Рублева, от картин Леонардо Да Винчи и Альбрехта Дюрера до картин Ивана Крамского и Грега Олсена. Живописный Иисус Христос был представлен датчанином, испанцем, итальянцем, русским, азиатом и т.д. и т.п.
Немало образов Христа подарил нам и мировой кинематограф. Расскажу о самых, на мой взгляд, важных и интересных. В конце концов, христианство в целом и история жизни, смерти и воскресения его основателя – важнейший двигатель мировой истории, повлиявший на всю мировую культуру вплоть до книг о Гарри Поттере, поэтому посмотреть эти картины стоит каждому мало-мальски искушенному в киноискусстве зрителю независимо от их взглядов и убеждений (впрочем, касательно двух картин из списка стоит сделать пару оговорок). Спойлеры, конечно, неизбежны – и никак не помешают восприятию этих картин.
Итак, кинематографический Иисус:
Самый революционный – «Евангелие от Матфея», Италия, Франция, 1964 г., реж. Пьер Паоло Пазолини
Заодно этот фильм и этот образ Христа смело можно назвать самыми странными: сказывается подход итальянского неореализма, при котором задействуются сплошь непрофессиональные актеры, а съемки проходят в максимально неприглядных декорациях (это, конечно, далеко не единственные приметы стиля). Практически никто из актеров не похож на иудеев, сплошь знойные гладко выбритые чернобровые итальянцы и испанцы, из которых самый-самый знойный и чернобровый – 19-летний студент, сыгравший Иисуса Христа. Этим странности не ограничиваются: режиссер Пьер Паоло Пазолини (гомосексуальный марксист-коммунист и по большей части атеист, радикальный поэт и возмутитель общественного спокойствия) поставил своей целью дословно экранизировать текст того самого Евангелия от Матфея, первой книги библейского Нового Завета и первого из 4 канонических Евангелий. В итоге в картине действительно не звучит ничего, чего не было бы в тексте, более того: если в тексте диалогам и монологам сопутствует повествование евангелиста, хоть как-то поясняющего передвижения и действия Христа, апостолов и остальных фигур этой истории, то в фильме тем, кто не знаком с текстом, нередко будет вообще непонятно, что происходит и почему. Интересным представляется музыкальное решение: Пазолини использовал музыку Моцарта, Баха, Прокофьева и (!) афроамериканской фолк-певицы и политической активистки Одетты Холмс, в результате чего саундтрек представляет из себя крайне эклектичную какофонию. В текстах об этой картине часто можно встретить упоминания марксистского прочтения Пазолини Евангелия, что якобы выражается в революционных интонациях проповедей Иисуса. Автор этих строк, считающий эту версию притянутой за уши, обнаружил в картине более конкретный намек на взгляды режиссера, а именно сцену изгнания Иисусом менял из храма после входа в Иерусалим: в данной сцене явно сделан акцент на счастливых, смеющихся лицах детишек, узревших внезапный подвиг Христа, якобы угнетенных до этого момента фарисеями-капиталистами и возрадовавшихся радикальному акту пророка (Бога)-коммуниста. Из прочих интересных фактов:
- съемки проходили на юге Италии, там же, где впоследствии снимет свои «Страсти Христовы», другой фильм из этой подборки, Мел Гибсон, потому что Святую Землю Пазолини счел неподходящей для съемок (слишком «коммерциализованной»)
- на роль Христа поэт-Пазолини изначально хотел пригласить поэта Евгения Евтушенко, а сам фильм и его создателя горячо хвалил поэт Александр Твардовский
- одного из апостолов сыграл ставший впоследствии известным философ Джорджо Агабмен, а пожилую Деву Марию – мать Пазолини
- ассистентом Пазолини, ассистировавшего ранее самому Федерико Феллини, на съемках этой картины выступил другой будущий классик итальянского кино – Бернардо Бертолуччи
Самый спорный – «Последнее искушение Христа», Канада, США, 1988 г., реж. Мартин Скорсезе
Ни один фильм в истории не вызвал столько ожесточенных споров и требований запрета, сколько этот. Экранизация романа греческого писателя Никоса Казандзакиса (еще одного коммуниста, знакомого Максима Горького и создателя легендарного персонажа грека Зорбы, фильм о котором подарил миру знаменитый греческий танец сиртаки), освистанного многими (но не всеми) церковными деятелями задолго до выхода фильма. Евангельская биография Иисуса здесь перекроена до неузнаваемости: Иисус – плотник, рубит кресты для римлян и их казней, о своей божественной природе ни слуху ни духу, а Иуда Искариот – его лучший друг, голос разума и совесть во плоти. Внезапно на Иисуса снисходит озарение, он осознает, кто Он, начинает творить чудеса и собирает апостолов в поход на Иерусалим, дабы освободить его от проклятущих властей. Поняв там, что затеянное бессмысленно, Иисус в исполнении совершенно непохожего ни на один из обликов Иисуса Уиллема Дефо решается на смерть и воскресение, а Иуде в исполнении блистательного Харви Кейтеля (неизвестно по какому недоразумению получившего за роль номинацию на антипремию «Золотая малина») отводит роль предателя, без которого Чуду не произойти (такую трактовку образа Иуды, надо сказать, выдвигали задолго до Казандзакиса и Скорсезе, впервые несколько веков назад, в XX веке, в частности, что-то похожее имеет место в повести русского классика Леонида Андреева «Иуда Искариот»). Далее следует суд (в роли Понтия Пилата поп-икона Дэвид Боуи), распятие и затем – то, из-за чего, собственно, весь сыр-бор, то самое «последнее искушение» от дьявола, принявшего облик ангела, заключающееся в иллюзии, посланной им Христу на кресте, в которой он сходит с креста, женится на Марии Магдалине, заводит с ней детей и вообще отказывается от своего Предназначения Мессии и живет простой жизнью до тех пор, пока не случается Первая Иудейская война 66-73 гг. и его деревня не сгорает дотла, а пришедший перед этим постаревший Иуда не обвиняет Иисуса в трусости и не сообщает ему, что спасение Иисуса было дьявольским искушением, а не ангельской благодатью. Осознавший это Иисус, все это время остававшийся распятым на кресте, справляется с искушением и умирает на кресте с криком «Свершилось!», как в Евангелиях, чтобы потом воскреснуть. В части изучения двойственной (богочеловеческой) природы Христа трактовка в целом интересная, глубокая, но действительно крайне еретическая во многих аспектах, усугубленная голливудским классиком Мартином Скорсезе, не удержавшимся от демонстрации богохульных секса и обнаженки (так, даже в сцене Крещения у Скорсезе голые евреи пребывают в каком-то наркотическом трансе, трясясь как сумасшедшие, а уж про сцены с Магдалиной и говорить нечего). Итог понятен: фильм бойкотируют и требуют запретить, а создателей предать анафеме все священнослужители и христианские активисты мира. Автору этих строк кажется, что убери или измени Скорсезе некоторые особенно спорные сцены (Иисус, помогающий римлянам прибивать приговоренного к кресту, Иисус и Магдалина…) – такого бы не случилось, да и фильм, возможно, стал бы даже лучше, избыточная провокация так или иначе опошляет столь щекотливую для миллионов людей тему. Но что имеем, то имеем...
Самый нежный – «Мария Магдалина», Великобритания, Австралия, США, 2018 г., реж. Гарт Дэвис
Полная противоположность предыдущей картине. Заодно – самый свежий и самый человечный кинематографический взгляд на Иисуса Христа и, конечно, на Марию Магдалину. Вот уж в чем этот неприметный, малопопулярный фильм поистине революционен – так это в отходе от традиционного для западного мира образа Магдалины-блудницы: в конце фильма нас ждет титр, поясняющий, что на протяжении почти полутора тысяч лет образ Марии Магдалины из-за ошибки одного из Пап Римских в католическом мире отождествлялся с образом кающейся блудницы (коих в библейских текстах не одна, кстати – помимо той, что описана непосредственно в Евангелие, есть еще святая Мария Египетская), пока в 2016 году ошибка не была разоблачена (в православной же традиции такого отождествления не было, и Магдалина изначально почиталась как мироносица, первой узревшая воскресшего Христа). В этом фильме, к счастью, напрочь отсутствует какой-либо сексуальный подтекст (присутствует, правда, слегка феминистский, вполне оправданный), Мария Магдалина предстает перед нами девственницей, не чувствовавшей тяги к замужеству, за что обвиненной родными в одержимости бесами, и ушедшей за таинственным «целителем» Иисусом Христом и его учениками-апостолами, часть которых, да и не только их, в картине в соответствии с новомодными трендами отыгрывают чернокожие актеры (впрочем, фильм все равно производит впечатление аутентичного). Роли Иисуса и Марии блестяще исполнили Джокер-Хоакин Феникс и девушка с татуировкой дракона-Руни Мара (обширные актерские таланты у обоих, да), на съемках этого фильма, кстати, влюбившиеся в друг друга. При всех недостатках фильма, таких как избыточно размеренный темп, перегруженный метафорический ряд, не всегда убедительные диалоги, теплые и нежные отношения Иисуса и Марии как ласкового учителя и прилежной ученицы выгодно выделяют картину среди всех прочих евангельских экранизаций. Невозможно не проникнуться тем, как показана здесь исключительно платоническая, а на деле – христианская любовь между Христом и Магдалиной, высшей точкой которой помимо, собственно, финального диалога после Воскресения становится сцена, где огорченный своей участью, уставший и переживающий Иисус умиротворенно опускает голову на плечо милой и мудрой Марии.
Самый вымученный – «Страсти Христовы», США, 2004 г, реж. Мел Гибсон
Самый знаменитый и коммерчески успешный фильм о Христе из всех (несмотря на жесткое возрастное ограничение 18+, вполне фильмом заслуженное). По мнению многих – самый аутентичный фильм о Христе, детально изображающий его мучения… Слишком детально. От избиения кнутом с зубьями а-ля Фредди Крюгер из тела Христа крови выливается столько, сколько хватило бы на нескольких человек, и это – только начало страстей (происходящее, правда, в середине фильма); надо ли напоминать, что натуральные мучения испытывал на съемках и сам актер Джим Кэвизел, исполнивший роль Иисуса: ожоги, переломы, рваные раны, потери сознания и т. д. При просмотре иногда возникает отчаянное желание выключить кино, чтобы больше не видеть этот пыточный хоррор, который некоторые критики даже окрестили термином snuff film, обозначающим видеоролики с реальными убийствами, заснятыми бандитами и террористами. Экс-секс-символ Голливуда красавчик Мел Гибсон, оказавшийся рьяным католиком, конечно, именно такой реакции и добивался, а вместе с ней получил еще и обвинения в антисемитизме, и жуткую пародию в виде себя-мазохиста в культовом комедийном мультсериале South Park. Но аутентичность в фильме, с одной стороны, достигается не только живописанием насилия, но и тем, что все диалоги в фильме произносятся на древних арамейском и латыни, съемки отличаются невиданным масштабом, а реалистичными до крайности выглядят не только кровавый грим Христа, но и все костюмы и декорации, а с другой стороны, все равно не достигает предела: так, Христа прибивают к кресту через ладони, а не через запястья, как свидетельствует Туринская плащаница (а по-другому и быть не могло, гвозди вес не выдержали бы), плюс как и в другой, значительно более сильной картине Гибсона Apocalypto присутствует какая-то дичь с полнолуниями и затмениями. В итоге имеем сильную и страшную (присутствуют еще и странные хоррор-вставки с демонами), но далекую от идеала картину. Зато Марию Магдалину в ней играет потрясающе красивая Моника Беллуччи!
Самый каноничный – «Иисус из Назарета», Италия, Великобритания, 1977 г., реж. Франко Дзеффирелли
По честному и скромному мнению автора этих строк, один из лучших фильмов в истории: самая подробная (6 часов хронометража) экранизация евангельских событий, весь цвет голливудской и европейской киноклассики на второстепенных ролях (Лоуренс Оливье, Питер Устинов, Род Стайгер, Энтони Куинн, Кристофер Пламмер, Иэн Макшейн, Джеймс Эрл Джонс, Клаудия Кардинале, Энн Бэнкрофт, Оливия Хасси) и абсолютно феноменальный, словно с иконы сошедший Роберт Пауэлл в роли главной. По легенде, актеру до сих пор кто-то «приплачивает» за то, чтобы он больше нигде не играл после роли Иисуса Христа в данной картине (а он реально больше почти нигде и не играл) – видимо, имеется в виду Католическая Церковь, по заказу которой фильм и снимался еще одним итальянским гением кинематографа (как и Пазолини, почему-то тоже гомосексуалом и хорошим знакомым оперной певицы Марии Каллас, при этом отнюдь не марксистом, зато ветераном ВМВ) Франко Дзефирелли. Единственная претензия, которую хочется вменить картине – опять же, образ Марии Магдалины-блудницы, однако невозможно не простить картине это досадное упущение, закономерно обусловленное реалиями истории и католической теологической традиции. Фильм одновременно сдержанный и страстный, интимный и масштабный, неимоверно красивый и трогательный, с интересными диалогами (местами даже что-то вроде юмора проскальзывает). Самым прожжённым скептикам сложно не уверовать в такого Иисуса Христа, какого показали нам Франко Дзефирелли и Роберт Пауэлл.
Смотрите хорошее кино! Смотрите великое кино!