… но она не любит мужчин,
Она любит клубнику с трудом…
(старинная песня)
Клубника – довольно-таки странная ягода. Она – есть, но её нет! «Как же так?» - возразят мне. – Даже целый пласт культуры назван «клубничкой». Увы. Настоящая Клубника – всего лишь железнодорожная станция на однопутной ветке Еманжелинск — Полетаево I. А клубникой издревле (и ошибочно) принято называть землянику. Издревле – Землянику зелёную (Fragaria viridis), чуть позднее – Землянику мускусную (Fragaria moschata), а неправильно – Землянику ананасную (Fragaria × ananassa), она же Земляника крупноплодная, она – же Земляника садовая. Да-да, то, что растёт в наших садах и огородах – именно земляника садовая крупноплодная, а ни какая не клубника.
То растение, что издревле называлось клубникой (Земляника мускусная), было известно людям с незапамятных времён. Даже древнеримский поэт Вергилий воспел её в какой-то своей балладе. В середине 15 века растение пересадили в европейские огороды, назвали садовой клубникой и со всей средневековой страстью взялись за её селекцию. Были выведены сортотипы Миланская и Шпанка, и множество местных сортов. Словом, то, что украшало полянки, приняло уже хозяйственный размах и значение. Разумеется, тогдашние Мичурины уже вовсю скрещивали землянику мускусную с земляникой зелёной (именно той, что повсеместно встречается в России) и с совсем уж распространённой ягодой – Земляникой лесной (Fragária vésca). Но все старания пошли прахом – получалась так себе: вроде и вкусно, но как-то уж мелковато. Мелкие ягоды клубники и гибридов её с другими европейскими видами земляники совсем не годились, чтоб обмазать их взбитыми сливками и снять с ними какой-нибудь эротический фильм. Но, тут как раз вовремя открыли пару Америк и виды земляники с тех краёв начали пополнять ботанические сады Европы. Появилась Земляника виргинская, более плодовитая, крупная и неприхотливая ягода.
А что же на Руси? Селекцией земляники не занимался никто. То печенеги с половцами терзают, то заскоки очередной монархии, словом, некогда. Да и зачем? Вон, этой земляникой (той, которая Fragária vésca) все луга, да поляны в лесу усыпаны. Ну, и что ягода мелкая? Тогда, вон, пусть дети её и собирают. А медведь задерёт – так бабы новых нарожают. И собирали. Тоннами собирали. Свежей ели и во множестве сушили мелкую ягоду. С аптеками тогда было сложно, коры дуба и изоленты на всех не напасёшься, а земляника – уже готовая витаминка (аскорбиновая и фолиевая кислоты, витамины группы В и микроэлементы). Железа в этой невзрачной ягоде содержится столько, что можно даже малокровие лечить (если бы кто-то сумел поставить в те времена такой диагноз). Лишь всякие баре, веке в 17-м стали завозить в свои имения модные кустики клубники садовой (она же земляника мускусная), которая, в общем-то, мало чем отличалась от российских видов земляники. Словом, первые опыты с этим чудесным растением начались только при большевиках, в 1924 году на Московской плодово-ягодной станции. И да, отечественным селекционерам есть, чем похвастать. Но только не сортом Виктория, хотя именно этим словом до сих пор по всей стране называют крупноплодную садовую (ананасную) землянику. А появилась Виктория следующим образом. Её история кишит шпионами, разочарованиями и случайностью. Впрочем, обо всём по порядку…
Южная Америка в начале 18-го века была напрочь колонизирована. Разумеется, практически всю её территорию раздербанили первооткрыватели (они же - завоеватели) – Испания и Португалия. Но и другие страны сумели откусить свой маленький кусочек. Например, Франция (до сих пор Французская Гвиана – заморский департамент Пятой Республики). Как у любого нормального государства, у Франции были свои шпионы. А нужно заметить, что шпионы тех прекрасных веков – это вам не Баширов и Петров, и даже не Бонд (Джеймс Бонд), а люди всесторонне образованные, умные и достаточно хитрые. Такие как Д. Дефо и Дж. Свифт.
Шпиона, связанного с земляникой, о котором пойдёт речь, звали Амеде Франсуа Фрезье. Он был великолепным военным инженером того времени, стоял у истоков начертательной геометрии, писал книги по различным дисциплинам – от этнографии до пиротехники. В общем, самый настоящий шпион. В 1711 году Фрезье был отправлен королём Луи 14 в загранкомандировку с целью разнюхать что там и как у ближайших колонизаторов-соседей. В виде самого торгового торговца Фрезье отправился вдоль западного побережья Южной Америки. По пути написал несколько книжек, что-то там продал, что-то разузнал и отправил шифровку (как положено), но в историю вошёл как открыватель и перевозчик Земляники чилийской (Fragaria chiloensis). В описании этого вида он особенно акцентировал величину ягод. Мол, с грецкий орех размерами бывают, а то и с добротное яйцо. И привёз Фрезье во Францию аж 5 горшочков с диковинной чилийской земляникой. Два он отдал капитану корабля, что возил его в шпионское турне, один своему знакомому – коменданту порта в Бресте, один оставил себе, а последний торжественно вручил научным кругам Франции – Королевскому ботаническому саду. Вроде бы зачем эта ненужная информация, но именно за ней скрываются и разочарование, и случайность. Куда подевались земляничные кустики капитана и самого Фрезье истории неведомо, но вот наука в королевских садах откровенно облажалась. Чилийская земляника прекрасно размножалась усами, но ягод размерами с грецкий орех и более в виде урожая выдавать никак не хотела. Шли годы. Уж и король Луи 14 помер, а ягодок всё нет. Только лишь в 1764 году ботаник Антуан Дюшен представил очередному королю Людовику горшок с созревшей крупной земляникой чилийской. К сожалению, и этот куст земляники (неведомо как полученный Дюшеном) оказался бесплодны. Это уже выяснилось позднее, что большинство видов земляники бывают двудомными (то есть бывают мужские и женские растения). А Фрезье, разумеется, привёз растения с плодами, то есть = женские, не подумав взять с собой опылителя – мужское растение.
Разгневанный ботаник написал Фрезье, который был ещё жив, что вся его затея с ягодами – не более, чем разводилово всего научного сообщества и лично короля. В ответ получил странное письмо, где был ласково назван «ля дебилом» и приглашён в город Брест (французский), где местные жители собирают огроменные урожай огроменных земляничных ягод. Оказалось, что несведущий в ботанике, но чертовски любящий свой огород начальник порта высадил рядом кусты виргинской и чилийской земляники. Он не разбирался, кто из них «мальчик», кто «девочка», он просто любил растения. И от этого СЛУЧАЙНОГО опыления внезапно получил новый вид земляники. С обоеполыми цветками. То есть, все цветки могли сформировать плод, причём достаточно крупный плод (с грецкий орех, а то и добротное яйцо). На радостях ботаник назвал новый самоплодный вид земляники (Fragaria ananassa Duch.), что означало «Земляника ананасная» (ну, вот почудился ботанику Дюшену вкус ананасов), зарегистрировал и под этим именем она вошла в классификатор растений в 1771 году.
Вообще, вся эта история довольно мутная. От момента привоза чилийской земляники и случайной её гибридизации в Бресте прошло уже более полувека. Саженцами и ягодами новой крупной земляники уже вовсю торговали в Европе. В Голландии и в Англии – точно. Она уже была описана, но не внесена в классификацию растений. Но, молоденький ботаник из Парижа (на момент регистрации ему было 24 года) подсуетился и всё-таки вписал своё имя в историю. Попутно вычеркнув из неё и Фрезье, и настоящего изобретателя новой земляники – коменданта Брестского порта.
Новый вид земляники постепенно завоевал все рынки Европы, а затем и Америки, вытесняя при этом клубнику садовую (землянику мускусную). Ведь растение было самоплодным, прекрасно зимовало, размножалось как семенами, так и усами, давало урожаи в несколько раз превышающие всё то, что удавалось получить на плантациях земляник других видов. И постепенно имя клубники «переползло» на новый вид. Весь из себя садовый, домашний и крупноплодный. Правда, альпийский подвид Земляники лесной (той, что у нас на полянках дети собирали) тоже участвовал в селекции и до сих пор участвует. Все мы знаем её под именем земляники мелкоплодной ремонтантной (сорта вроде Лесная Сказка, Барон Солемахер и пр.).
А Виктория – это французский сорт ананасной земляники. Выведен и назван неведомо кем в честь королевы Соединённого королевства Великобритании и Ирландии – Виктории Саксен-Кобург-Готской. По всей вероятности, достаточно неплохой сорт (его нет в уже давным-давно), раз уж он попал в Россию, где стал именем собственным. Вот так, английская королева, мать 9 детей и бессчётного количества внуков и правнуков (среди которых и династия Романовых) внезапно превратилась в ягоду. И её память, получается, чтят не только многочисленные потомки королевских кровей, но и простые россияне (те, что когда-то часть этих потомков уничтожили).
Вот, такая получилась запутанная история с географией, шпионами, царями и ягодами. Поэтому, каждый россиянин, чтобы продолжить этот детективный сюжет обязан повыращивать на своём участке землянику. Или клубнику. Или, хотя бы, викторию…