«Театр» великолепен весь, а отношения там — бриллианты. Взаимодействия Джулии с мужем, любовником и друзьями настолько доставляют, что стоит разобрать поподробнее, чтобы понять — чем же все-таки она берёт?
Джулия — натура страстная. Хотя сама себя она и позиционирует как очень уравновешенную, но чувства накрывают её внезапно и без долгих рефлексий: как когда-то к мужу, так и к молодому Тому Феннелу. Осознанию влюбленности автор посвятил всего одно предложение. Все остальное — история завоевания ею своего супруга, Майкла!
Но про Тома будет отдельная статья, а эту я целиком посвящу блестящей тактике Джулии и тем факторам, которые помогли ей окрутить Майкла. Спойлер: не любая красивая девушка, даже из той же театральной труппы, смогла бы это сделать. Повторить такое в домашних условиях с собственным бойфрендом, который что-то не торопится делать вам предложение — можно, но сложно. Уж слишком много условий должно быть соблюдено.
Автор рисует нам характер Майкла: милый, обаятельный и добродушный, но при всем этом расчетливый, прижимистый, даже скуповатый. Выгода для него важнее того, «что подумают люди», поэтому в ресторане он оставляет мало чаевых, не даёт в долг никому, даже коллегам по труппе, а если получает просьбу о благотворительном пожертвовании, то отправляет с тем же письмом ровно половину просимой суммы. Его заветная мечта — открыть в Лондоне свой театр, который проспонсировала бы «какая-нибудь богатая старуха». Представили такого героя-любовника, да?
Трезвомыслие Майкла видно везде, даже в его любовных делах. Он никогда не теряет головы, напускает на себя цинизм, а о браке отзывается отрицательно («Актер — полный дурак, если он женится молодым. Особенно если женится на актрисе» ©). Но он красавчик, и от поклонниц у него нет отбоя — и зрительницы, и актрисы вьются вокруг него, пишут любовные письма, шлют цветы. Конкуренция у Джулии была огромная, но так уж вышло, что всем этим девушкам с ней было не тягаться. Она единственная видела его настоящего и смогла дать то, что ему действительно было нужно. Поэтому и победила.
Прежде всего, она стала ему другом. Бро, приятелем, с которым можно обсуждать роли, просто болтать, гулять по окрестностям, сидеть в ресторанчиках — разумеется, платя пополам. Как долго продолжались бы эти прогулки, если бы прижимистый Майкл вынужден был угощать Джулию каждый раз? Многие девушки склонны путать эти тонкости и не различают «он влюблен в меня» от «я влюблена в него». Именно путаница в этом и приводит к обидам — от парня начинают ожидать ухаживаний, хотя изначально общаются как друзья и он всячески подчеркивает, что отношения ему не нужны (предупреждает девушку в такой вот непрямой форме). Джулия этой ошибки не сделала, она четко понимала, кто заинтересован в их общении больше. Поэтому вела себя скромно и все неприятное пропускала мимо ушей и глаз. В браке оторвалась, конечно, но до брака еще доехать надо было. А пока дружили, она Майкла собой максимально не обременяла. Но у Майкла друзей было полтруппы, он был общительным, добродушным, и люди тянулись к нему. Так что стать его подругой само по себе не было победой. Совсем не этого Джулия хотела, и её опасения («Он теперь слишком привязан ко мне, чтобы лечь со мной в постель!») были справедливы.
Конечно, она пыталась. «Джулия сделала все, чтобы его соблазнить, разве что не легла к нему в постель, и то лишь по одной причине — не представлялось удобного случая» © Но всё было глухо. Майкл старательно «ничего не понимал» и профессионально морозился. Даже роскошный подарок на день рождения, золотой портсигар, не произвел на него должного впечатления. Ну, он был рад, отдарился «полдюжиной шелковых чулок неважного качества», но это было все, чего ей удалось достичь. Тут читательницам романа стоит отложить в сторону ручки и блокноты, в которые они писали рецепт соблазнения «от Джулии Лэмберт». Потому что всё, что случилось дальше, от Джулии уже не зависело никак!
Нет, не фатум. Не везение. Просто она очень удачно вписалась в приоритеты Майкла и в его жизненные планы. Произошло самое важное — он понял, зачем она ему нужна! Если бы не это, после дня рождения она скорее всего бы остановилась. Она была умной девушкой и понимала, что Майкл в неё не влюблен. И что он по своей природе не знает такого понятия «влюблен», как она сама. Его максимум — это смесь дружеской нежности и привычки, на большее он не способен. Но зато он мечтал о карьере, был амбициозным, честолюбивым и твердо был настроен стать знаменитым актёром. Эти вещи в его системе ценностей стояли на первом месте, он восхищался талантливыми в профессии людьми. Джулия была талантлива и горела своей профессией ничуть не меньше, чем он. Удачное совпадение, потому что была бы она бездарной актрисой или восхищенной поклонницей, ей ровно ничего бы не светило с ним. Больше всего на свете Майкл боялся, что кто-то повиснет у него на шее.
«Перещёлк» в его сознании произошел, когда он сидел в зрительном зале и наблюдал Джулию на сцене как актрису. До него дошло, как она талантлива — гораздо больше, чем он и чем все вместе взятые актеры их труппы. Ему плевать было на её доступность, её влюбленность и на красоту. А может, отталкивало то, что её отец ветеринар (для пафосных англичан в то время это что-то вроде «упс»). Но актерский талант попал в самую маковку его приоритетов, и Майкл прослезился и восхитился Джулией так, как никогда раньше. А она не растерялась. На его восторженное: «Ты будешь звездой!» ответила: «А ты — моим партнером». И тут же, не отходя от кассы, предложила открыть собственный театр, чтобы самим играть в нём все главные роли.
Все-таки театральный мир везде похож, и нет такой сложной роли, которую не смогла бы потянуть жена режиссёра, в то время как не-жёны годами ждут возможности себя проявить. Ни Майклу, ни Джулии такая перспектива не нравилась. Она сама не поверила в то, что сказала. Для неё обсуждение этого проекта было удовольствием уже потому, что это общее с Майклом дело — на первом месте стоял он, а дела на втором. Но Майкл думал по-другому. Именно в этот момент он решил на ней жениться, поняв, что это золотая жила. Что такая актриса его театр всегда вытащит и денег для него заработает кучу. И письмо от будущей свекрови, и смотрины невесты, замаскированные под дружеское приглашение в родовое гнездо Госселинов — всё было следствием этого решения, принятого как всегда холодным рассудком. Он не внезапно и не влюбился. Он просто понял, зачем она ему нужна в качестве жены!
Тут две морали, из всего этого текста. Первая: если бы мисс Лэмберт была обычной актрисой второго разряда, у неё ничего не вышло бы, хоть переспи она с Майклом, хоть подари сто портсигаров. Это было хорошо, но немного не то, что нужно ему в жизни. И вторая: Если бы она качала права и вела себя принцессой, у неё ничего не вышло бы.
Именно в такой последовательности. Чтобы кого-то завоевать, нужно четко угадать с его потребностями. Джулия интуитивно правильно действовала, но до конца все равно не поняла. «Она знала, что не может позволить себе ему докучать. Знала, что не должна быть ему в тягость, что он никогда не должен чувствовать, будто обязан чем-то поступаться ради нее. Майкл мог оставить ее ради игры в гольф или завтрака со случайным знакомым — она никогда не показывала ему даже намеком, что ей это неприятно. И, подозревая, что ее сценический успех усиливает его чувство, Джулия трудилась как каторжная, чтобы хорошо играть». ©
Вот и весь, довольно короткий и трудно повторяемый, рецепт соблазнения от Джулии Лэмберт. А следующая статья будет посвящена её отношениям с Томом Феннелом, молодым любовником.