Томительная карантинная отсидка показывает, что не только родители с трудом выдерживают своих собственных детей. Не меньшим испытанием это стало и для самих детей-учеников. Многие из них воспринимают дом как изоляционную «тюрьму», куда их заключили и «удалили» за невесть какие преступления. «Удаленное обучение» все чаще воспринимается как «каторга» и «морока», которая ни в какое сравнение не идет с тем, что было в школе.
Что ж, нет худа без добра. Все по пословице: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». И для учеников должна пойти на пользу переоценка ими школьного времяпровождения. Раньше школа зачастую воспринималась как «тюрьма» и «каторга», теперь ими стали свои собственные дома и квартиры. Так-так. Нет в жизни счастья.
Интересно, что поначалу дистанционное обучение воспринималось многими учениками с энтузиазмом. Это ж так классно! Спокойно взялся за задания, когда захотел, спокойно подумал, или не подумал, а сделал кое-как и отправил учителю. Должен же он(а) понимать, что без непосредственной учительской поддержки трудно разобраться. Я ж не гений и не вундеркинд!..
Да и сама обстановка располагает. Нет давящего учителя, нет давящих одноклассников. Все в собственном ритме и естественном течении. Компьютер не орет, не ругает, не шумит, не «стоит на ушах», мешая сосредоточиться. Да и прикольно иногда пошарить по новым ресурсам, можно зависнуть где-нибудь, что особенно заинтересует. Вот он – индивидуальный подход к обучению…
Так у многих начиналось, но у многих из этих учеников сейчас продолжается далеко не так. Оказалось, что организовать себя в индивидуальном режиме большинство из них не способно. Интерес от первоначальной необычности уже пропал. Теперь нужно заставлять себя, а это мало кто умеет. Нужен внешний кнут. Раньше его роль худо-бедно выполнял учитель в классе, теперь этими «кнутами» стали родители, и это оказалось в большинстве случаев – не дай Бог!..
Это учителя, оказывается, имели терпение, умели выносить недостатки, старались приспосабливаться к каждому. Родители – увы! Этими умениями не обладают. Рубят в большинстве случаев топором и по живому. Что отнюдь не способствует разрядке итак уже напряженной обстановке внутри «домашней тюрьмы». В ряде случаев это уже заканчивается взрывами с расцветом того самого «домашнего насилия», от которого еще только собирались в Думе принять соответствующий закон.
Уже и многие родители воют и стонут: заберите от нас собственных детей и засуньте их поскорее в школы обратно. Да, и не забудьте наставить им побольше двоек, ибо они совершенно необучаемы. Что ж, и родителям полезны некоторые переоценки в своем отношении к школе и к учителям. Может, теперь с большим уважением будут относиться к педагогическому труду, раз сами оказались в нем полными профанами.
А что же мы, учителя? Нам ведь тоже нужно сделать некоторые переоценки. Когда-нибудь вернутся радостные детки к нам в классы – и что? Опять начнется «поголяло» к ЕГЭ и ОГЭ, опять ВПР-ры, опять срезы и рейтинги с кучей бумажек?
Если только это, то все очень быстро вернется «на круги своя». Глаза быстро потухнут, энтузиазм пройдет, и начнется бессмысленная садомазия с ором и неповиновением, с хамством и рукоприкладством. Как показало недавнее время – обоюдным.
Но, может быть, и нам, учителям, это карантинно-самоизоляционное время, время «удаленки» от своих учеников, тоже было отпущено не зря. Они сейчас рвутся в школы ради чего главным образом? Ради дружбы, ради общения. Значит, и нужно выстроить весь образовательный процесс, чтобы он покоился на этих двух китах. Сначала – дружба и общение, потом все остальное. Это должно стать педагогической аксиомой.
А что с обучением? И в нем можно найти возможности, чтобы дружеский мотив обучения стал преобладать над конкурентным. Научился сам – не радуйся: «я этого достоин», не рвись на олимпиаду – а научили другого. Передай знания и умения своим отстающим одноклассникам и своим подшефным малышам.
Да и сама суть обучения – это не просто накопление знаний об окружающем мире, это практически на каждом уроке применение их к себе, ибо человек – это «микрокосм», в котором заключается вся окружающая тебя вселенная. Значит, любому знанию о внешнем мире можно найти соответствующий аналог внутри твоего класса и тебя самого.
И распадаться и гаснуть, к примеру, могут не только звезды и галактики, не только химические вещества и соединения, но и государственные альянсы и страны, но и дружеские отношения внутри коллектива, но и высокие чувства в твоей собственной душе.
Вот так – с помощью «коланимационного переноса» и изучать вместе с учениками все заложенные в программах знания, не давая погаснуть интересу в их глазах.
Все это принципы педагогики служения, о которой не худо бы еще раз напомнить учителям во время изоляционного «междуцарствия», чтобы не повторять бездуховные, «индивидуалистично-садомазные» и трагические по своей сути, ошибки прошлых «режимов».