Всем привет) С вами Ася и конечно Бустик. Если не знаете кто мы такие, почитайте предыдущий материал. Ладно, скажу коротко. Я Ася Колбасина (да, представьте, вот такая у меня задорная фамилия!) - детский и семейный психолог, нейропсихолог, а Бустик - мой маленький друг с планеты Эпик-Сингул, который из-за ошибок в расчетах оказался на нашей планете и гостит у меня. Теперь мы вместе играем и развиваемся.
У нас в Ростове три недели назад объявили официальный карантин. И теперь мы сидим дома. Но мы не грустим, а весело и с пользой проводим время. Играем, читаем, рисуем и т.д. Всех наших занятий и не перечислишь. Пока Виля (мой пёс, веймаранер) лежит на диване, раскинув лапы буквой “Х”, мы с Бустиком играем на полу в монополию, где я попутно объясняю ему как устроена наша экономика.
Теперь он не выглядит странным мальчиком с другой планеты. По-крайней мере, если не приглядываться к его смуглой коже с легким фисташковым оттенком и не придавать значения оранжевым волосам до плеч. Вместо его защитного костюма, я дала ему нормальную земную одежду. Бустик сегодня одет в бутылочно-зеленые штанишки и майку цвета кофе с молоком. На плечи завязала свитер цвета лимонного мороженого. А черные космические кроссовки с настройками сверхспособностей и светящейся в темноте подошвой ему пока надевать нет нужды.
Ага, он только что собрал свою первую монополию - “Образование”. Она состоит из школы, колледжа и университета. Бустик радуется всегда откровенно и просто. Сейчас он выкрикнул своё любимое междометие для таких случаев: “Угугугоголееей!!”. И резко вздернул руки вверх. Такой непосредственный). Я начала рассказывать ему про школу, где вместе учатся разные мальчики и девочки.
Сначала нас учат радоваться, грустить, сердиться, бояться, удивляться и много чего ещё.
- А у нас все учатся врозь, по отдельности, - поведал Бустик. - Каждому ребенку после того, как он научился говорить и ходить, прикрепляют летающего дроида-учителя, который обучает его… эээ… по вашему три земных года.
- Да, любопытно. А чему же он вас учит? - поинтересовалась я.
- Разным всяким штукам. Иногда это весело, иногда скучно.
- Бустик, а ты можешь рассказать поподробнее?
- Нууу… Сначала нас учат радоваться, грустить, сердиться, бояться, удивляться и много чего ещё. Ну и после этого мы приступаем к тому, что по-земному называется науками.
- Ух ты! Знаешь что, Бустик, оказывается я чем-то похожа на вашего учителя-дроида. Я тоже учу детей правильно считывать эмоции.
- Эмоции?
- Да. Радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, презрение. Это базовые эмоции. Если ребенок знает их и то, как они проявляются, то понимать окружающих его людей ему будет гораздо проще. И, прежде всего, конечно родителей.
- Интересно. Теперь я понимаю почему наш старый металлический зануда вдалбливал нам их до почернения.
- Ты хотел сказать “до посинения”?
- Нееет, Ася. У нас, когда мы охлаждаемся, тело не синеет, как у вас, а чернеет.
- Вот как, любопытно. И немного смешно, если подумать. Правда, ребята?
Я видел, что они грустят, но при этом улыбаются, или говорят со злым лицом такие приятные слова как “спасибо” и “пожалуйста”.
- Знаешь, Ася, когда я гулял по вашему городу, мне многое казалось непонятным в людях. Я видел, что они грустят, но при этом улыбаются, или говорят со злым лицом такие приятные слова как “спасибо” и “пожалуйста”. Почему так? Их некому было учить в детстве?
- Бустик, ты очень наблюдательный. Действительно, не все взрослые говорят и чувствуют одно и то же. Наш мир очень сложный. В нем много противоречий, в которых трудно разобраться даже такому умнику, как ты. И поэтому я, как детский психолог, часто объясняю родителям как вести себя с детьми, чтобы они росли здоровыми и счастливыми.
- Да? И как же?
“Я не сержусь на тебя”, но не с улыбкой и нежностью, а с каменным, непроницаемым лицом, у ребенка возникает внутренний разрыв.
- Им ни в коем случае нельзя делать то, что ты видел на улице, т.е. нам нужно устранить несоответствие между тем, что взрослый говорит, и что он чувствует. Например, когда родитель сказал ребенку: “Я не сержусь на тебя”, но не с улыбкой и нежностью, а с каменным, непроницаемым лицом, у ребенка возникает внутренний разрыв. Он в замешательстве, в ступоре. И не понимает, что происходит. Со временем, это может превратиться в серьезную психическую проблему. Тут мне надо вмешаться и поработать не только с ребенком, но и с его родителями. И если от последних требуется искренность и поддержка, которую они могут дать - нужно лишь постараться, - то с детьми приходиться работать долго и кропотливо.
- И тут ты учишь их, так же как меня учил учитель-дроид?
- Да. Как я уже говорила, мы учим сначала базовые эмоции. А для этого я играю с ними в разные специальные игры. Например, у меня есть много картинок, на которых нарисованы забавные человечки и животные. Каждая карточка с рисунком обозначает какую-то эмоцию, которую ребенок должен угадать.
- Интересно, а я угадаю эмоции по этим карточкам. Можно и мне попробовать?
- Конечно, Бустик. Мне самой интересно узнать насколько хорошо ты научился понимать людей. Или то, что они чувствуют.
- Но сначала надо доиграть в монополию, - хитро вставил Бустик.
- Да, прости. Мы отвлеклись. Чей там ход?
Да, да, дайте ему погрустить, если на то есть убедительная причина.
Когда мы доиграли, уже совсем стемнело. А перед сном Бустик рассказал нам, что на его планете родители уважают детей, прислушиваются к их мнению и всегда говорят им правду, даже о чем-то плохом. Я думаю, что это очень хорошая практика, которая должна стать нормой и на Земле. Только подумайте, сколько проблем с развитием ребенка можно было бы избежать, если б ребенок получал достоверную информацию об окружающем его мире?! Хотя бы сперва от родителей. Он мог бы радоваться, когда ему весело, и грустить, когда ему грустно. Да, да, дайте ему погрустить, если на то есть убедительная причина. Ведь плохих эмоций не бывает, а вот эмоциональный сбой в детской психике, это уже вполне реально.
Что ж, на сегодня всё. Всем здоровья и хорошего настроения! С вами Ася и Бустик. До связи)