БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.
Во второй половине 1933 года в танковом цехе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (ХПЗ) «двойку» сменил новый вариант – БТ-5. Это был, по существу, тот же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку образца 1932 года и спаренный с нею пулемет ДТ.
Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 – более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую – к 7 ноября.
За создание танка БТ-7 ХПЗ в 1935 году был награжден Орденом Ленина.
С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году «бэтэшки» в последний раз «тряхнули стариной» в боях с японскими войсками в Маньчжурии.
Конструкция
Башня изготовлялась методом сварки и имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полугруглых листов, крыши и ниши. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большой вырез под установку пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны выреза был приварен цилиндр, в дно которого устанавливалось яблоко для монтажа пулемета. Посадка командира танка и заряжающего осуществлялась через люк посреди крыши. В передней части крыши предусмотрели отверстия для командирской панорамы, флажковой сигнализации, вентилятора и перископического прицела. Перед установкой на БТ-7 в конструкцию башни внесли несколько изменений, усилив крышу, доработав башенный погон и предусмотрев установку кормового пулемета.
Корпус имел классическую компоновку и был разделен на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Изготавливался корпус из листов гомогенной брони толщиной от 6 до 20 мм. Основной отличительной особенностью БТ-7 стала расширенная верхняя часть корпуса, позволявшая не только устанавливать более габаритные артсистемы в увеличенных башнях, но и улучшало обитаемость внутри танка в целом.
В боевом отделении размещалось два человека: командир и заряжающий. На крыше устанавливалась цилиндрическая (с 1937 года — коническая) башня. На крыше монтировался командирский наблюдательный прибор, отверстия для флажковой сигнализации и вентиляции, а также прямоугольные люк для высадки и посадки экипажа. Толщина лобовой части и бортов башни составляла по 15 мм, кормы — 13 мм, крыши — 10 мм.
Моторное и трансмиссионное отделения были совмещены. Здесь устанавливался 12-цилиндровый V-образный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с., использовавший в качестве топлива авиационный бензин марки Б-70. Ёмкость топливных баков составляла 790 литров (бортовые баки – 250 л, кормовой – 400 л, дополнительные четыре на крыльях – 140 л). Система охлаждения водяная, принудительная, с помощью центробежного насоса M17. Емкость радиаторов составляла около 100 литров.
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехскоростной коробки передач (начиная с зимы 1937 г. на танках устанавливалась трехскоростная КП), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов привода к ведущим колесам колесного хода. Приводы управления танком – механические. Для поворота на гусеничном ходу служили два рычага, воздействовавшие на бортовые фрикционы и тормоза; для поворота на колесном ходу – штурвал. При движении на гусеничном ходу штурвал снимался и укладывался в отделении управления у левого борта танка.
В качестве основного вооружения легкого танка БТ-7 использовалась нарезная пушка 20-К образца 1934 года калибром в 45 миллиметров, установленная в маску башни. В артиллерийских модификациях БТ-7А использовалась пушка КТ-28 калибра 76,2 миллиметра. Боекомплект к пушке 20-Л состоял из 172 снарядов (188 – у танков с конической башней), которые размещались по стенкам башни и корпуса, а так же на полике оси поворота башни. БТ-7А боекомплект сокращался до 78 снарядов и выстрелов к орудию.
В танках БТ-7 образца 1934 года с цилиндрической башней устанавливался в маску башни спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 миллиметра. Иногда некоторые танки оснащались еще кормовыми и зенитными пулеметами ДТ, но это производилось в случае отсутствия на танке радиостанции. В танках БТ-7 с конической башней вооружение кормовым пулеметом ДТ в специальной нише стало обязательным. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 2031 (2394 – танка с конической башней) патрона, которые комплектовались в магазины.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса: 13,5 тонн
Экипаж: 3 чел
Длина: 5,6 м
Ширина: 2,2 м
Высота: 2,4 м
Бронирование:
лоб корпуса 20 мм
лоб башни 15 мм
борт корпуса 10 мм
корма корпуса 10 мм
крыша 10 мм
днище 6 мм
Вооружение:
1х76 мм пушка
2х7,62 мм пулемета
Боекомплект:
76 мм 50 снарядов
7,62 мм 3339 патронов
Движитель: колесно-гусеничный
Компоновка: с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения
Трансмиссия: механическая
Передачи КПП: 3 передачи вперед и 1 назад
Подвеска: пружинная
Ходовая часть: 4 опорных катков большого диаметра (на один борт), с передней управляемой парой на колесном ходу, заднее ведущее колесо
Двигатель: М-17Т, карбюраторный, мощностью 400 л.с.
Удельная мощность: 29,62 л.с./т
Запас хода по шоссе:
на гусеницах 250 км
на колесах 500 км
Макс скорость по шоссе:
на гусеницах 62 км/ч
на колесах 86 км/ч
Модификации БТ-7
- БТ-7М — Иногда называют БТ-8. Имел новый двигатель мощностью в 500 л.с., заметно улучшивший ходовые характеристики. Максимальная скорость на колесах возросла до 82, а на гусеницах до 62 км/ч. Новый дизельный двигатель помог сократить расход топлива и повысить запас хода более чем в два раза.
- БТ-7А — “Артиллерийский”. Оборудован артиллерийским короткоствольным орудием КТ-26 калибром 76 мм. Из-за установки нового орудия увеличен размер башни. Имелись так же опытные образцы с пушками Л-10 и Ф-32.
- БТ-7-ИС — Установлен привод на шесть колес. Это значительно повысило проходимость машины.
- БТ-СВ-2 — Быстроходный танк “Сталин-Ворошилов”. Обладал новой формой корпуса и башни, которая обеспечивала хорошую защиту танка в бою. Но из-за мощной брони масса танка увеличилась до 24 тонн. Подвеска “Кристи” не редко ломалась под таким весом. Работы над танком резко прекратились в связи с арестом главного инженера — Н. Ф. Цыганова. Именно этот танк стал прародителем А-20, который потом перерос в легендарный Т-34.
Боевое применение
Бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября, 1939 г.). В целом танки хорошо себя показали. Но был выявлен ряд недостатков: сложное управление, плохое бронирование и ужасная нескоординированность на поле боя из-за отсутствия раций.
Война с Польшей (17 — 29 сентября 1939 г.). Всего в этой непродолжительной кампании участвовало 1617 машин. В городских боях очень успешно показал себя БТ-7А со своей мощной пушкой. Единственный безвозвратно потерянный БТ-7 (сгорел от попадания в двигатель) был уничтожен в результате стычки между немецкими (тогда еще союзными) войсками в городе Львов, из-за того, что не было скоординированных действий между РККА и Вермахтом.
Советско-финская война (Зимняя война)(30 ноября 1939 — 12 марта 1940 гг.). В этой войне БТ-7 показал себя не лучшим образом. Он нередко застревал в снегах, и поэтому проходилось ехать по следам более тяжелых машин. Конечно же, это делало такое достоинство, как скорость машины, совершенно бесполезным. Кроме того, машины не могли эффективно бороться против ДОТов противника, и действовали только с помощью артиллерийской и пехотной поддержки.
Вторая мировая война.
С началом войны БТ приняли самое активное участие в тяжелых боях. Надо заметить, что к лету 1941 г. многие БТ находились на консервации в ожидании перевооружения частей на новую технику и часть из них была разукомплектована, и для ввода в строй потребовалось дополнительное драгоценное время. Совместно с новыми KB и Т-34 танки БТ-7 использовались для нанесения контрударов по наступающим группировкам врага, что зачастую приводило к встречным танковым боям.
23 июня 1941 года, на второй день Великой Отечественной войны, танк БТ 7 под командованием сержанта Найдина, из засады полностью разбил колонну немецких танков. Было уничтожено 12 танков и 10 штурмовых орудий.
К осени 1941 г. количество БТ 7 в танковых частях сильно сократилось. Изменилась и тактика их применения. Вместо лобовых атак танки, зачастую не менее эффективно, чем новейшие Т-34, стали использоваться, в основном, для организации танковых засад. В ходе атак стало применяться эшелонированное построение боевых порядков: в первом эшелоне шли танки KB и Т-34, во втором — Т-34 и БТ, в третьем — KB и БТ.
В ходе контрнаступления Красной армии зимой 1941—1942 гг. танки БТ 7 действовали в составе отдельных танковых бригад. Как правило, ими были укомплектованы вторые батальоны бригад. БТ активно участвовали в боях на советско-германском фронте до лета 1942 г., в том числе в неудачном наступлении на Харьков, 8 обороне Севастополя, в сражении за Кавказ. По мере выхода из строя танки заменялись на более новые.
Гораздо дольше БТ сохранялись в частях Ленинградского и Карельского фронтов, чему способствовало наличие стабильной линии фронта и трудности с доставкой новой техники в осажденный город. При ремонте танков БТ 7 на заводах Ленинграда, ввиду отсутствия штатных двигателей М-17, устанавливались дизели В-2, снятые с подбитых и не подлежащих восстановлению танков Т-34. Часть танков использовалась в качестве ДОТов. Отдельные сохранившиеся БТ на Ленинградском фронте воевали вплоть до окончательного снятия блокады в январе 1944 г. В Карелии даже летом того же года, например, 91-й отдельный танковый полк имел своем составе 14 танков БТ 7.
Маньчжурская стратегическая наступательная операция в августе 1945 г. стала для этих танков последней. В течение всей Великой Отечественной войны на вооружении танковых частей Дальневосточного фронта и Забайкальского военного округа состояли лишь танки БТ и Т-26. так как новая техника шла на советско-германский фронт. С весны 1945 г. началось усиление танкового парка советской дальневосточной группировки. Первые полки танковых дивизий и первые батальоны танковых бригад получили на вооружение Т-34, остальные подразделения остались с прежней техникой.
Существенную роль танки, сыграли в переходе советских войск через хребет Большой Хинган. Используя свои скоростные качества БТ, действующие в составе передовых отрядов, обеспечили своевременный выход к перевалам и их захват.
Служба БТ в рядах РККА завершилась участием в сентябрьском параде в Харбине по случаю победы над Японией и завершением Второй мировой войны.