Впервые моя статья, начавшись как описание очередной поездки, в процессе потребовала полного реформирования, потому как тема становилась всё интереснее при углублении в неё.
А начиналось все привычно… Унылый осенний выходной день. Моросит дождик, дует промозглый ветер – погодка тогда не подходила для поездки на сотню-другую километров. А посмотреть что-то новое хотелось. И под руку подвернулись Дудергофские высоты – как минимум, там самая высокая точка Санкт-Петербурга: 176 метров над уровнем моря.
Плюс – достаточно неплохой вид даже в осеннюю пору.
Этого достаточно – в таком месте можно поставить капкан, и я в него попадусь.
Однако, при сборе интересных фактов для статьи выяснилось, что не так всё просто с Дудергофскими высотами.
Сам по себе объект выглядит, действительно, необычно: посреди достаточно ровных пространств громоздятся заметные издалека холмы. Над окружающей местностью они возвышаются на 30-50 метров.
Основных объектов три – гора Ореховая, которая и стала местом прогулки – самая высокая; смежная с ней Воронья – пониже, и чуть в стороне – Кирхгоф, или Кирхгофские высоты. Последние видно вдали на фото:
Так что в них интересного? Гора и гора, посреди равнины, и пёс бы с ней.
Оказалось, что происхождение этого, назовем так – геологического комплекса – у самих геологов вызывает споры еще с начала прошлого века. Пока читал информацию на эту тему, потонул в геологических терминах, которые совсем не близки к моему образованию, но некоторое понимание сформировал, что попытаюсь донести доступным образом.
Итак, проблем с «высотами» две: вместо ровного чередования геологических слоев (разного рода песчаники, глины и т.д.), которое наблюдается в норме, здесь – месиво с неправильными углами залегания и нарушением последовательностей слоев.
Вторая – наличие в толще возвышенностей так называемых «отторженцев» - включений пород, которых в этом слое быть по идее не должно.
По имеющимся данным, сошелся вместе целый комплекс причин, которые привели к появлению холмов. Раз – тектоническими силами из внутренних слоёв были выдавлены пластичные глины, которые образовали «ядро» холмов. И они же своим давлением, словно колоссальные «прыщи», раздвинули прочие породы. Два – с северо-запада неумолимо полз ледник, срезая любые породы на своем пути, перемешивая их, и подвалил их на имеющееся выпучивание (по научному – антиклиналь). Три – и шел бы он себе дальше, снеся и размазав неровность, если бы не другое препятствие – Балтийский глинт: уступ, тянущийся на полторы тысячи километров от Ладожского озера до самой Швеции.
С глинтом связано вообще много интересного – на нём расположены такие крепости, как Староладожская, Копорье, Ивангородская и другие. Именно он и есть тот крутой склон в Петергофском парке – в том числе. Ледник прорывал этот глинт неоднократно, вызывая локальные понижения рельефа, но здесь не совладал одновременно с двумя препятствиями и просто навалил на имеющиеся неровности всего того, что нацеплял до этого.
Но это все – под землей. Не будучи геологом, вряд ли можно догадаться, откуда взялись Дудергофские высоты. На Ореховой горе обустроен парк – по осени печальный, но в то же время умиротворяющий.
По краям парковых дорог попадаются кресты заброшенного финского кладбища (не фотографировал) и разные информационные таблички.
На склонах – сгоревшие избы и заброшенные дома.
А недалеко от входа в парк – архитектурно интересное здание бывшей больницы Общины сестер милосердия св. Георгия, которое ныне является лыжной базой.
В общем и целом – посетив это место в формате «хоть куда-то съездить», могу сказать, что прокатиться разок можно. Как минимум. Тем более, что от КАДа ехать смешные 13 км через Красное Село до Кавелахты, либо с Балтийского вокзала до станции Можайская порядка 40 минут. А уж если устроить себе предварительный геологический ликбез и понять, на что обращать внимание – то будет вдвойне интересно.
Спасибо за чтение!
PS. Если в своём сокращенном описании геологических явлений допустил грубые ошибки, прошу в комментариях внести коррективы, чтобы я уточнил статью. Спасибо!