Большинство самых больших вымышленных злодеев проходят обряд посвящения, где их имена становятся реальным злом. Поэтому неудивительно, что в такие напряженные политические времена ссылки на пресловутых больших Баб теперь, кажется, повсюду. Уолтер Уайт. ДАРТ Вейдер. джокер. Саурон. Серсея Ланнистер. Патрик Бейтман. Рэмси Болтон.
Но редко такие сравнения побуждают создателя персонажа высказаться, как это сделала Джоан Роулинг в декабре прошлого года после неоднократных наблюдений, что кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп похож на Лорда Волдеморта из книг о Гарри Поттере : это было мощное заявление, хотя и заметно гиперболическое. (Волдеморт был буквально массовым убийцей; Трамп - нет. Волдеморт был могущественным темным волшебником, а Трамп-просто магглом.) Но предстоящее исследование из журнала PS: Political Science and Politics дает лучшее обоснование того, как уроки, извлеченные из художественной литературы, могут влиять на политические предпочтения людей. Исследователь Диана Мутц, профессор политологии Пенсильванского университета, обнаружила, что читатели книг о Гарри Поттере на самом деле более склонны не любить Трампа. Это было так даже после того, как Мутц контролировал такие переменные, как возраст, образование, пол, партийная идентификация, евангельская идентификация и идеология.
Учитывая, что эти типичные предикторы не изменили исход, Мутц допускает вероятность того, что уроки романов—принятие терпимости и инклюзивности, отказ от физического и психологического насилия—могут объяснить корреляцию между чтением Гарри Поттера и неприязнью к Трампу. В принципе: люди, знакомые с повествованием серии "добро против зла“, могут распознать аспекты изображения” зла" в книгах Трампа. Мутц рассуждает о том, как в романах Роулинг главные герои постоянно защищают чужаков волшебного мира. "Продолжающаяся битва между добром, олицетворяемым Гарри и его друзьями, и злом, олицетворяемым лордом Волдемортом, в корне связана с важностью групповой чистоты”, - пишет она, связывая это с заявлениями Трампа о запрете мусульманам въезда в США, строительстве мексиканской пограничной стены и другими расово подстрекательскими комментариями.
В исследовании приняли участие 1142 респондента. В первом опросе 2014 года измерялось их отношение к фильмам и книгам о Гарри Поттере, а во втором опросе, проведенном в 2016 году, испытуемым предлагалось оценить свои чувства к Трампу по шкале от 0 градусов (неблагоприятно) до 100 градусов (благоприятно). В то время как просмотр фильмов существенно не предсказывал чувства людей к Трампу, чтение романов это делало (возможно, потому, что медиумы по-разному поддаются изучению соответствующих тем толерантности.) Кроме того, Мутц отмечает, что задержка между потреблением людьми историй о Гарри Поттере и их воздействием на Трампа хорошо предвещает результаты исследования, поскольку у людей было достаточно времени, чтобы усвоить основные сообщения серии, прежде чем формировать отношение к кандидату.
Стоит отметить, что исследование иногда содержит редакторский язык. (Из заключения: "возможно, самое главное, что эти находки поднимают надежду на то, что Гарри Поттер сможет остановить смертельно опасного Дональда и снова сделать Америку великой в глазах всего мира, как это сделал Гарри, избавив волшебный мир от Волдеморта.Но он также, как пишет Мутц, предлагает “некоторые из первых доказательств вне лаборатории, что вымышленная история может иметь последствия для предпочтений на всеобщих выборах. Всегда найдутся пределы полезности сравнения реальных людей с вымышленными персонажами. И до сих пор было только одно эмпирическое исследование, изучающее политическое влияние чтения Гарри Поттера (в отличие от Мутца, исследователи не контролировали такие важные факторы, как политическая идеология.)
Но кажется менее убедительным утверждать, что серия бестселлеров всех времен могла привить ценности, которые повлияли на то, как ее читатели—особенно ее молодые поклонники—теперь думают о мире. Начиная с 1997 года "Гарри Поттер и волшебный камень" и заканчивая 2007 годом "Гарри Поттер и Дары Смерти", сериал последовательно исследовал опасности культов личности и авторитаризма через таких людей, как Волдеморт, а также Долорес Амбридж, Гилдерой Локхарт и Рита Скитер. Она укрепляла добродетели принятия и разнообразия, защищая маргинализированных персонажей, таких как домовой эльф Добби, полугигант Хагрид и другие “нечистые” группы. Читатели узнали, что было бы правильно защищать жертв дискриминации, даже если это означало бы подвергнуться остракизму. Хотя данные наблюдений не могут подтвердить причинно-следственную связь, исследование Мутца тем не менее предполагает, что простые, но значимые сообщения Роулинг помогли сформировать политические настроения ее читателей.