Какой твой любимый ужастик?
Вопрос, который я вам задал, звучал во всех четырёх частях франшизы «Крик», и лично я отвечу на этот вопрос, как главная героиня Сидни Прескотт: «Мой любимый ужастик – это моя жизнь…» А кино – это подражание жизни.
Мы начинаем наш экскурс в мир этого жанра и поговорим об актёрах, режиссёрах, о фильмах, о реальных прототипах героев. Сегодня жанр Хоррора станет нашей жертвой, а мы его вездесущими преследователями, так что пристегните ремни, поскольку если мы оказались в заключительной части трилогии, то погибнуть могут все, даже главные герои.
Но для начала, расправимся с первой жертвой, а вернее, с первым вопросом.
Что такое Хоррор?
Хоррор – это тематически разнообразный круг фильмов, призванных вызвать у зрителей чувство страха, тревоги и неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Однако касательно именования жанра существуют и другие мнения. Известный в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, поскольку ужас подразумевает чувство отвращения или омерзения, что отнюдь не является целью этих картин. Условность таких фильмов делает их безвредными. Он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии, фантастический фильм).
В отличие от множества других жанров, у Хоррора нет стопроцентного клише. Это жанр многообразен. Здесь стираются границы. У Хоррора нет постоянной формулы, неотъемлемого компонента, который характеризовал бы этот жанр в полной мере. За исключением, пожалуй, одного – это страх. Или неопределённость – саспенс.
Таким образом мы приходим к мысли, которую высказал режиссёр Брайан Де Пальма: «Из всех жанров фильм ужасов ближе всего стоит к идее чистого кино».
Допустим, но в этих фильмах убивают, калечат? Они как будто бы противоречат морали и здравому смыслу. Почему же мы их смотрим?
Продолжение следует…