История создания.
К началу 1915 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. И в Британии возникла острая необходимость в бронированных машинах.
В военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. Так, ещё в ноябре 1914 года управляющий пороховой компании в Чильворте капитан Туллок направил в Комитет имперской обороны предложение о постройке некоего «сухопутного крейсера». В декабре того же года адмирал Бэкон разработал «мостовой трактор для преодоления заграждений», а ещё чуть позже коммодор Мюррей Суэттер попытался продвинуть самоходный пехотный броневой щит на гусеничной платформе разработки компании «Педрэйл Транспорт». Последний проект даже был испытан в феврале 1915 года, хотя и в весьма общем виде, и по результатам испытаний признан бесперспективным.
В итоге, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института курировала Военно-морская авиационная служба, которая была весьма заинтересована в бронированных боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз.
Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (танком, то есть «баком» её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самка» (только с пулемётным вооружением) и «самец» (пулемёты и две 57-мм. Пушки).
Особенности конструкции.
1) Mark I имел необычную ромбовидную форму, которая должна была дать наибольшую длину гусеницы, что позволяло преодолевать широкие окопы, которые преобладали на полях сражений первой мировой войны. Но из-за большой высоты устанавливать орудия сверху было весьма проблематично. Поэтому основное вооружение было размещено по бокам танка.
2) Mark 1 не имел чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка. По бортам располагались проходы и служившие для размещения вооружения, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек.
3) Самец» имел массу около 28,5 тонн и на вооружении имел пулемёт и две пушки 57-мм. «Самка» весила на тонну меньше и на вооружении имела лишь пулемёты.
4) На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения объёмом в 13 литров. Двигатель развивал максимальную мощность в 105 л. С. Однако, при сильном наклоне танка во время движения, подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор.
Предназначение задних колес.
Задние колёса предназначались для управления танком. В одном из боёв колёса отстрелили, но танк не потерял управляемости. После этого задние колёса на танки не устанавливали.