Найти тему
Исторический музей

Роллс-Ройс для Ленина: история о «Серебряном Призраке»

Оглавление

Одним из самых больших экспонатов Исторического музея и единственным автомобилем в его коллекции является автомобиль английской фирмы «Роллс-Ройс», которым в последние годы жизни пользовался В.И. Ленин. В честь дня рождения одного из главных политических деятелей XX века мы расскажем вам историю о «Серебряном Призраке».

От гаража Его Величества к автобазе Советского правительства

Автобаза Советского правительства была сформирована на основе гаража Временного правительства, которое ещё в Феврале 1917 года реквизировало автомобили Собственного его Величества гаража.

У последнего российского царя Николая II к началу 1917 года в гараже находилось около четырех десятков автомобилей самых известных мировых марок, в том числе и несколько автомобилей «Роллс-Ройс» модели «Серебряный Призрак».

К 1917 году владельцами автомобилей «Роллс-Ройс» в России помимо царской фамилии были представители около трех десятков самых богатых и знаменитых семей России. В их числе граф Сумароков-Эльстон, Феликс Юсупов, владельцы бакинских нефтяных промыслов братья Нобели и другие.
Иванов В. (художник). Издательство "Советский художник". Плакат "Ленин - вождь!". 1965 г. ГИМ
Иванов В. (художник). Издательство "Советский художник". Плакат "Ленин - вождь!". 1965 г. ГИМ

Гараж Особого назначения

Императорские машины, которые теперь стояли в гараже СНК, эксплуатировались очень активно, так как правительство не могло позволить себе закупку новых автомобилей. Они быстро изнашивались и половина машин (около 20) находилась в состоянии перманентного «ремонта»: с одного автомобиля снимали недостающие детали и переставляли их на другой.

Для обеспечения безопасности вождя 1 января 1921 года отдельно от гаража СНК стал функционировать Гараж Особого назначения (ГОН), который обслуживал только Ленина и членов его семьи.

Для Гаража Особого назначения в 1922 году, когда у государства в связи с проведением НЭПа появились средства, Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о приобретении нескольких новых представительских автомобилей. Руководители гаража Совнаркома посоветовали закупить автомобили «Роллс-Ройс», отлично зарекомендовавшие себя в предыдущие годы.

За 19 лет, которые выпускалась модель «Серебряный призрак», было произведено 8412 автомобилей. Они разлетелись по всему свету и принесли фирме мировую славу. 78 из них были проданы в Россию, в том числе и наш.

Фотография. "Роллс-Ройс" В.И. Ленина на площади Кремля. 12 января 1924 г. Серебряножелатиновый отпечаток. ГИМ
Фотография. "Роллс-Ройс" В.И. Ленина на площади Кремля. 12 января 1924 г. Серебряножелатиновый отпечаток. ГИМ

Детали сделки

Через кооперативное сообщество АРКОС (экспортно-импортное предприятие All Russian Cooperative Society, где под руководством советских должностных лиц работали английские клерки) были приобретены три «Серебряных Призрака».

Автомобиль был заказан русским представителем Н.К. Клышко, работавшим в то время секретарем торгового представителя РСФСР в Великобритании. Из британских источников известны детали сделки. Стоимость шасси с мотором составила 1850 фунтов стерлингов, причем мотор был отправлен на специальную доработку для увеличения скорости», которая в результате составила 125 километров в час. В конце 1922 года автомобиль был отправлен в Россию и занял место в Гараже Особого назначения, получив городской номер 236.

-4

К этому времени В.И. Ленин уже большую часть года проводил в Горках, куда он переехал по рекомендации врачей в связи с резким ухудшением состояния здоровья. ГОН в это время фактически разделился. Главная база по-прежнему находилась в Кремле, а в Горках сформировался «малый ГОН» под руководством С.К. Гиля и П.О. Удалова. В Горках постоянно находилось три автомобиля «Роллс-Ройс» - один зимний и два летних.

В редкие периоды улучшения состояния здоровья В.И. Ленин очень любил прогулки на автомобиле, которые, по воспоминаниям супруги Ленина Н.К. Крупской, отвлекали и успокаивали его.

Неочевидная связь реставрации и стада коров

После смерти первого председателя неизвестно, в каком режиме и кем эксплуатировались в конце 20-х годов автомобили.

Судьба автомобиля, хранящегося в Историческом музее, начинает проясняться только к 1930 году, когда появились сведения о его передаче обкому профсоюзов работников рыбной промышленности Крымской АССР и отправке в Керчь. Но уже в 1939 году для формирования коллекции Центрального Музея В.И. Ленина Роллс-Ройс перевезли обратно в Москву в довольно плачевном состоянии - машина побывала в серьезной аварии. После долгой реставрации в мастерских завода имени Лихачёва экспонат с помощью башенного крана через оконный проём второго этажа поместили в выставочный зал.

Негатив. Экспозиция залов Центрального музея В. И. Ленина. Автомобиль «Роллс-Ройс», которым пользовался Ленин в 1921-1922 годы. 1945-1969 гг. ГИМ
Негатив. Экспозиция залов Центрального музея В. И. Ленина. Автомобиль «Роллс-Ройс», которым пользовался Ленин в 1921-1922 годы. 1945-1969 гг. ГИМ

Информация о реставрации на ЗИЛе, опубликованная в «Правде», спровоцировала поток писем в музей. Из них стало окончательно ясно, как автомобиль оказался в Керчи, и что произошло с ним в 1937 году. П.А. Майоров, в 1930-е годы председатель Крымского обкома профсоюзов, рассказал в своем письме, что «Роллс-Ройс» попал в Крым благодаря работнику автобазы Совнаркома, чей родственник работал в профсоюзе рыбников в Керчи. Из писем Г.Ф. Аристархова и П.А. Майорова стали ясны и обстоятельства серьезной аварии, в которую попал автомобиль.

Работники автобазы просто решили прокатиться с ветерком после какого-то праздника и на полном ходу врезались в стадо коров. Наткнувшись на живое препятствие, машина несколько раз перевернулась и получила серьёзные повреждения.

Сегодня понятно, почему в 1939 году детали аварии не озвучивались. Всплыви правда о происшествии с ленинским автомобилем тогда, не поздоровилось бы не только участникам поездки, но и руководству автобазы. В 1959 году, когда все «сроки давности» вышли, можно было рассказать, как все было на самом деле. Таким образом, благодаря работникам завода им. И.А.Лихачева, музей получил не только полностью восстановленный ленинский автомобиль, но и смог узнать, выражаясь музейным языком, важные факты из истории его бытования.

Роллс-Ройс на экспозиции Государственного исторического музея.
Роллс-Ройс на экспозиции Государственного исторического музея.