Ассоциации как фундамент шутки. Как мы уже с вами знаем, для того, чтобы шутка работала нужно разрушить ожидание или мы должны достичь инверсии в повествовании, это возможно в случае когда тот образ который мы рисуем в голове в конечном результате оказывается не таким каким мы его себе представляли. Забегая немного вперед, скажу, что у шутки всегда есть заход и добивка. Так вот во время того как мы видим или слышим заход в наших головах формируется некий образ какого-то объекта или полноценная визуализация события. Даже когда мы смотрим театральное выступление, мы воображением добавляем окружение, в котором происходит действие, то же работает, когда мы читаем книгу, наш мозг — это уникальное устройство, которое способно дорисовывать не достающие детали.
Ассоциации первого круга
Самые первые, которые возникают у нас в головах, как только мы слышим слово, они самые быстрые и самые простые, самые очевидные. Подобного рода ассоциации можно было наблюдать в творчестве человека во все времена, например настенные рисунки древних людей, что видели то и рисовали. Юмористы, которые используют шутки, построенные на первом уровне, в больше случаев могут получить комментарий, эта шутка плоская. Капитан очевидность относится к этой же категории, однако есть моменты, в которых допустимо использовать подобного рода шутки, это очень быстрая импровизация в моменте. При взаимодействии с аудитории, в формате интерактива, где происходит параллельно происходит много разных действий, внимание аудитории рассеянно, эта шутка может сработать на 30-40% и тут не нужны сложные шутки второго рода.
Ассоциация второго круга
Появляется после небольшой мыслительной деятельности. Это обусловлено тем, что у объекта, на котором строятся шутка есть свойства. Большой, маленький, круглый, деревянный и так далее. При творческом процессе создания шутки на этапе штурмовки, необходимо просто пропустить свою первую мысль и использовать уже вторую и третью ассоциацию и на неё накидывается шутка. Мы должны идти от общего к частному, больше деталей, большей свойств. Например, слово стол, каждый из нас скорее всего представит деревянное изделие, которое состоит из столешницы и 2 ножек. Но стол может быть компьютерный, барный, журнальный, белый, черный, круглый, дубовый и многие другие свойства. Это у нас уже ассоциации другого уровня. При выборе ассоциативного уровня для шутки нужно учитывать скорость создания шутки. Чем меньше времени, тем ассоциации могут быть проще.
Ассоциация третьего уровня
Представляет из себя небольшой ребус. Тут мы уже учитываем не только объект и его свойства, но и другие факторы, история этого объекта, если это человек, то его характер и поступки, которые оказывают влияния на свое окружение. По такому принципу рождаются не только шутки, но и все творчество в целом. Как мы знаем, Леонардо Да-Винчи, 3 раза перерисовывал свою знаменитую картину, Гоголь жег свои рукописи, так как хотел больше углубиться в проблему и использовал более тонкое повествование. Тут так правильно соблюдать баланс, потому что некоторые шутки бывают настолько тонкими, ассоциации ушли очень далеко от объекта, что просто не воспримутся аудиторией. Эти способности можно развить у любого человека, как это сделать я обязательно опишу в одной из следующих статей. Не пропусти.