Прочитав очередной залихватский пост о том, что ответственность за нарушение самоизоляции можно избежать, зачитав в суде нормы Конституции РФ о праве на свободное передвижение, отсутствии режима Чрезвычайной ситуации, более продвинутые, упоминают еще и Конвенцию о правах и свободах, хотелось бы изложить то, как обстоит дело в реальности.
Итак, для начала нормативка о штрафах в том виде как она изложена в законе:
Ч.2 ст. 6.3.КоАП РФ - Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий …. совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 40 000 руб.;
Ст.20.6.1. КоАП РФ - Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 30 000 руб.
Региональное законодательство об административных правонарушениях также может иметь место , как это в частности в Москве - ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы - Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции влечет наложение административного штрафа 4 000 руб., и 5 000 руб. за повторное.
Совсем не лишним будет упомянуть, что кроме административной ответственности возможна и уголовная по ст. 236 УК РФ - Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий (часть 1), либо повлекшее по неосторожности смерть человека (часть 2), двух и более (часть 3). Здесь как мы видим состав является материальным и необходим не только сам факт выхода на улицу , но определенные последствия, такого поведения.
Теперь же изложим те, акты которыми суды обосновывают само нарушение.
1) Тот самый Указ Президента РФ об установлении нерабочих дней от 2 апреля. Именно в нем Президент РФ наделил высших должностных лиц субъектов РФ определять границы реализации комплекса ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая реализацию ограничительных и иных мероприятии в рамках действия Указа.
2) Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данный ФЗ предоставляет Правительству РФ право устанавливать обязательные для исполнения граждан и организации правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
3) Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации". Как раз, данным Постановлением были утверждены Правила поведения для граждан и для организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС. Данные правила обязательны для исполнения.
4)Региональные акты высших должностных лиц субъектов РФ (как мы помним, такими полномочиями их наделил Президент РФ своим Указом). Такие акты есть в каждом субъекте и именно в них устанавливаются ограничения в передвижении, и исключения из них (до ближайшего магазина, прогулка с собакой и др.). В Москве это Указ мэра Москвы № 42-УМ от 10.04.2020 г.
Что касается ссылок на Конституцию РФ, Конвенцию, на принцип того, что право на передвижения может быть ограничено только на основании федерального закона, а не Указом Президента и вслед за ним актами высших должностных лиц субъектов, все это имеет право быть. Однако надо отдавать себе отчет, сколько у нас судей в нашей системе и при нынешней ситуации, может применить Конституцию, Конвенцию напрямую, и, тем самым, своим решением признать весь режим «самоизоляции» незаконным? Так что ответ очевиден.
Есть практика в некоторых субъектах, когда судья своего рода «выкручиваясь» признает нарушение, но отменяет штраф ввиду малозначительности правонарушения, например, Ново-Савинский районный суд Казани освободил жителя от штрафа и ограничился замечанием.
Есть примеры, когда суды разграничивают ответственность, по ст. 6.3. и по ст. 20.6.1., руководствуясь логикой, что более тяжелая 6.3. применяется к тем, кому предписано соблюдать карантин, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 № 7 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЖИМА ИЗОЛЯЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-2019" в частности для лиц, прибывающих на территорию России, а ст.20.6.1. или региональное административная ответственность для остальных.
Основная же часть практики - это реальные штрафы.
Да как же быть? Есть ли возможность оспорить?
Есть, и мы это делаем в своей практике, но не ссылками на неконституционность режима «самоизоляции», все это можно «прогнать» для фона, а еще уместней это делать сотрудникам полиции, которые останавливают, в надежде, что они не будут связываться с «лишком умным», но в суде основная работа должна вестись с теми исключениями, которые предусматривают нормативные акты субъектов (та самая прогулка с собакой, выход в ближайший магазин и др.), если уж ими никак не удается воспользоваться, то тогда, есть такое понятие в административном кодексе как «крайняя необходимость», но эта категория уже является оценочной и зависит от конкретных жизненных обстоятельств, однако в любом случае это не про «коньячок под шашлычок».
В завершении следует сказать, что в ближайшее время анонсировано постановление пленума Верховного Суда РФ с разъяснениями применения судами норм о режиме «самоизоляции». Так, что при его появлении , может быть появиться что то новое, ну а пока именно эта описанная юридическая реальность (просим не путать с правомерностью) штрафов за нарушение режима «самоизоляции» имеет место быть на данный момент.