Скандинавские страны каждый год становятся лучшими странами для воспитания детей. Про датский опыт воспитания мы немного рассказывали, сегодня пришла очередь шведов. Чему мы могли бы поучиться у них?
1) Дисциплина без криков, подзатыльников и прочего насилия
В 1979 году Швеция стала первой страной в мире, в которой был принят Закон о защите детей от физического и психологического насилия. Это буквально означало, что родитель не имеет права бить ребенка или применять какую-то другую физическую силу к нему, не имеет права кричать и повышать на ребенка голос даже будучи у себя дома. В противном случае родителям грозила бы уголовная ответственность.
Поколение родителей, которое первым столкнулось с новой нормой, было несколько растеряно. Они помнили, как в их собственном детстве родители все время ругали и шпыняли детей, но реализовывать такой сценарий с собственными детьми уже нельзя. А нового сценария сформировано еще не было. Первое поколение шведских детей при новом законе выросло фактически в атмосфере вседозволенности. Но со временем шведы справились со своей растерянностью и научились воспитывать и дисциплинировать детей без применения насилия, путем переговоров и убеждений.
Именно этому педагогическому мастерству и уважению к правам детей следует научиться у шведских родителей в первую очередь. Мы еще вернемся в других материалах к вопросам шведского воспитания без криков и угроз. К сожалению, российский менталитет обладает высокой толерантностью к насилию, и в отношении детей в том числе. Увы, наш национальный рецепт дисциплинирования детей — это именно окрики и подзатыльники.
2) Закаливание с рождения
Другой особенностью воспитания шведских детей является просто-таки маниакальное стремление родителей держать их на свежем воздухе. Неважно, снег или дождь на улице, ветер или мороз. Всегда, при любых погодных условиях, ребенку должна быть обеспечена продолжительная прогулка на свежем воздухе. Мы не знаем, у кого именно родилась поговорка «Не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда», но именно она отражает шведское отношение к прогулкам.
Шведские родители с первых дней жизни своего малыша оставляют его спать на улице. Даже зимой. В городе часто можно увидеть коляски с детьми у кафе, пока родители внутри, ребенок может дремать в коляске под снегом и дождем. Конечно же, накрытый специальной накидкой, но все же на улице. Если в России (ну или в Америке) вы попробуете провернуть этот трюк, сердобольные прохожие сразу начнут волноваться и позвонят в опеку, соцзащиту, полицию и заявят об оставлении ребенка в опасности. В Швеции ничего подобного не произойдет. А если какой чудак и позвонит в опеку, его заявление, скорее всего, проигнорируют. Потомки викингов уверены, что только свежий прохладный воздух может дать крепкое здоровье с младенчества. И еще на свежем воздухе спится лучше.
3) У детей должно быть много времени на свободные игры
Шведы довольно спокойно относятся к тому, что их дети могут играть в свободные, неорганизованные игры. Родители не задумываются о том, чтобы расписать детям каждую минуту свободного времени, записать их на кучи кружков, держать наготове список развлечений, если детям станет скучно. Русская (или американская) мама постарается найти возможность, чтобы на лето организовать ребенку смену в языковом, научном или спортивном лагере, записать в книжный клуб, секцию плавания, тенниса, футбола, продолжить уроки виолончели… Шведы, скорее всего просто выедут за город всей семьей порыбачить, побродить по берегу и посидеть у костра. До 6 лет детям вообще не мешают играть в неструктурированные игры, так как они важны для развития детей и являются неотъемлемой частью детства.
4) Шведские родители поощряют риск
Родители в Швеции, конечно же, волнуются, когда их дети с дошкольного возраста играют в активные игры — катаются на велосипедах, лазают по деревьям, турникетам, бегают, прыгают, кувыркаются, резвятся в реке… Но ограничивать своих детей в этом они будут только в самых-самых крайних случаях. Удивительно, что несмотря на это, в Швеции один из самых низких показателей травматизма у детей.
В Швеции также есть лесные детские сады и школы, в которых дети проводят на открытом воздухе большую часть дня. Лесными они названы неспроста, так как строятся в лесах и рощах, и на природе дети могут лазать по деревьям и разводить костры, учиться пользоваться острыми предметами, обучаться азам выживания в дикой природе. Конечно, под присмотром воспитателей и учителей. Но зато с раннего возраста.
Особенностей шведского воспитания, достойных внимания, конечно же, больше. Как-нибудь в другой раз мы еще вернемся к ним.
Читайте также и другие статьи об особенностях воспитания в разных странах:
Материал подготовлен Настей Морозовой, источники: 1, 2, 3