Все чаще современная литература о воспитании детей делает упор на гендерном развитии и воспитании подрастающего поколения. Подобные же источники советского периода основывались лишь на усредненных данных в воспитании и обучении детей, которые расценивались в качестве эталона: все воспитывались одинаково, и мало кто представлял себе данный процесс как-то иначе, не «по-книжному».
Современное же воспитание/образование построено на индивидуализации каждого ребенка и основывается на особом подходе к личности и внутреннему миру воспитанника. Вылезшие «не по книжке» зубы, самостоятельное хождение без опоры в 6 месяцев, аллергия на «тысячу» продуктов уже не являются чем-то неправильным и необычным. Прогрессивные педагоги и родители теперь уже прислушиваются не только к мнению именитых педагогов и психологов, но и к самому ребенку, его особенным желаниям и потребностям.
Одним из важных моментов такого прогрессивного воспитания является осознание того, что все дети различны не только в поведении и степени умственного развития, но и по своей природной индивидуальности: необходимо четко понимать, что воспитание ребенка-мальчика отличается от воспитания ребенка-девочки. Как? Читайте ниже.
Особенности развития и воспитания мальчиков
Принято считать, что мальчишки позже начинают говорить, ходить, неумело занимаются творчеством, плохо читают и некрасиво пишут. Но! Все это же мы можем найти и у девочек, просто мальчики несколько по-иному выражают себя, а что касается физического развития до самостоятельного хождения – это лишь природная данность и степень желания малыша постигать окружающий мир. И не стоит забывать о темпераменте ребенка и его наследственности.
Однако, есть и особые черты в развитии мальчиков, опираясь на которые необходимо строить воспитательный и образовательный процессы. На них хотелось бы и акцентировать ваше внимание.
- В возрасте до восьми лет мальчики более остро распознают звуки, чем девочки.
- Мальчикам интереснее и комфортнее выбирать для себя занятия, в которых необходимо активизировать «дальнее» зрение: игра в салочки, метание дротиков, игра в снежки.
- Мальчишки имеют меньшую чувствительность кожи, в отличие от девочек, поэтому им практически не известен телесный дискомфорт.
- Для полноценного общего развития мальчикам необходимо достаточно просторное поле действий со всевозможными вертикалями для лазанья, «подлезания», прыжков.
- Мальчикам свойственно интересоваться точными строениями и различными техническими деталями (их движение). К примеру, они чаще всего будут рисовать именно технику и всевозможные механические вещички.
- Мальчишкам свойственно задавать вопросы, направленные на ожидание максимально конкретных ответов на них (да/нет).
- Мышление мальчиков, чаще всего, намного интереснее и нестандартнее мышления девчонок. Однако будущие мужчины порой просто не могут правильно выразить свои мысли, потому часто замыкаются в себе, что, как правило, получает неправильную осуждающую оценку окружающих. Но даже несмотря на это, в голове мальчика постоянно идет мыслительный процесс, направленный на решение нестандартных задач.
Особенности развития и воспитания девочек
- Девочки более чутко способны реагировать на шум, нежели мальчишки.
- Выбирая игры и любое другое занятие, девчонки предпочитают опираться на «ближнее» зрение. К примеру, они могут подолгу возиться с косметичкой, раскладывая и перекладывая перед собой предметы, находящиеся в ней.
- В возрасте до восьми лет девочки достаточно сильно раздражаются при телесных контактах, вызывающих дискомфорт.
- В отличие от мальчишек, девочки предпочитают изображать людей (себя) на своих рисунках.
- Отвечая учителю на занятиях, девчонки постоянно ищут глазами последнего, дабы удостовериться в правильности своего ответа.
- Задавая вопросы, девочек, в первую очередь, волнует само установление контакта со взрослым, а уж потом только сам ответ.
- Девчонки раньше и четче мальчишек начинают говорить и строить предложения. Однако, отвечая на вопросы, зачастую делают это однообразно и стандартно (есть, естественно, исключения). Девочки чувствуют себя более комфортно в шаблонной ситуации, где они могут с легкостью применить ранее полученный опыт.
Как же воспитывать правильно?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, чтобы избежать конфликта и неблагоприятных последствий в общении с детьми разного пола, следует придерживаться следующих простых правил:
- никогда не сравнивайте мальчиков и девочек и не ставьте в пример разнополых детей друг другу;
- не требуйте от детей выполнения физиологически непосильных действий (мальчика не заставляйте вырабатывать каллиграфический почерк, девочку – гонять мяч во дворе);
- давая задание мальчику, включите в него упражнение на сообразительность;
- если пришлось сделать замечание девочке, постарайтесь сделать его как можно более тактично и спокойно, объяснив суть проблемы; мальчику – будьте весьма точны, кратки.
И главное: никогда не забывайте, что отхождение от общепринятых правил – это норма!