Качественный анализ рынка представляет собой сопоставление результатов деятельности того или иного предприятия с общей конъюнктурой рынка. В ходе проведения маркетингового анализа, в первую очередь, изучают поведение потребителей, динамику цен, общие показатели спроса и предложения, другие факторы. Все они должны, в конечном счёте, ответить на вопрос «удастся ли получить прибыль из деятельности предприятия в текущих условиях». При проведении подобных исследований подробно изучается информация как о клиентах и конкурентах, так и о поставщиках. Добротный анализ рынка позволяет рассчитать все необходимые затраты и потери, а также потенциальную прибыль (которая прогнозируется обычно с высокой долей вероятности). В зависимости от деятельности компании заказчика, фирма исполнитель анализа использует такие источники информации, как законодательство, статистические данные, и другие источники.
Анализ рынка требует изучения его основных свойств, тенденций развития, количества потенциальных