Найти в Дзене
Anastasia Benkendorf

Эрих Мария Ремарк и его коллекция импрессионизма

Кто читал Ремарка может легко вспомнить, как герои его произведений часто восхищались полотнами импрессионистов, коллекционировали их и сравнивали с эмигрантами. У самого писателя была обширная коллекция работ Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Анри Тулуз-Лотрека, Камиля Писсарро, Эдгара Дега и других. «Красота — это совершенство. Как бесконечность, мы пытаемся ее постичь, но никогда не сможем. Я собираю то, что обогащает мою жизнь, наполняет смыслом и озаряет удивлением. Здесь, рядом со мной, в моем доме я могу видеть эти вещи, чтобы каждый мой день был до краев наполнен красотой» — Эрих Мария Ремарк. Ремарк воевал на фронтах Первой Мировой войны, вернувшись к мирной жизни он воплотил свои размышления о бессмысленном кровопролитии и пренебрежением к человеческой жизни в своих литературных произведениях. Роман “На западном фронте без перемен” принесла автору всемирную известность и большие гонорары. По совету Рут Альбы (берлинской актрисы, которая будучи дочерью колле
Оглавление

Кто читал Ремарка может легко вспомнить, как герои его произведений часто восхищались полотнами импрессионистов, коллекционировали их и сравнивали с эмигрантами. У самого писателя была обширная коллекция работ Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Анри Тулуз-Лотрека, Камиля Писсарро, Эдгара Дега и других.

«Красота — это совершенство. Как бесконечность, мы пытаемся ее постичь, но никогда не сможем. Я собираю то, что обогащает мою жизнь, наполняет смыслом и озаряет удивлением. Здесь, рядом со мной, в моем доме я могу видеть эти вещи, чтобы каждый мой день был до краев наполнен красотой» — Эрих Мария Ремарк.

Ремарк воевал на фронтах Первой Мировой войны, вернувшись к мирной жизни он воплотил свои размышления о бессмысленном кровопролитии и пренебрежением к человеческой жизни в своих литературных произведениях. Роман “На западном фронте без перемен” принесла автору всемирную известность и большие гонорары. По совету Рут Альбы (берлинской актрисы, которая будучи дочерью коллекционера успешно разбиралась в антиквариате) Ремарк инвестировал денежные средства в произведения искусства. Сначала это были предметы древности - старинные статуэтки, греческие и китайские вазы, мебель рококо, персидские ковры. В поздних произведениях автора мы встречаем у его героев искусствоведческие знания, например, герой романа “Тени в раю” Роберт Росс настоящий эксперт в области антиквариата.

Эрих Мария Ремарк рядом с полотнами из своей коллекции
Эрих Мария Ремарк рядом с полотнами из своей коллекции
“… в отеле у Файльхена смотрел три акварели Сезанна: два пейзажа и человек в соломенной шляпе, вид сзади. Купил" - из дневника Эриха Марии Ремарка, 1930-е годы.

Последующее увлечение историей искусства Ремарка обрело форму знакомства со множество арт-дилеров. Рут познакомила его с Вальтером Файльхенфельдтом - крупнейшим экспертом живописи модернистов в Европе, благодаря ему коллекция писателя станет одним из лучших собраний своего времени. Вальтер несколько лет возглавлял берлинскую галерею Пауля Кассирера, во время прихода к власти Гитлера, организовывал выездные выставки и рекомендовал своим покупателям отдавать работы на выставки за пределы Германии - это помогло избежать конфискации работ государством. Сотрудничество арт-дилера и писателя потом переросло дружбу и они по-товарищески называли друг друга “Файльхен” и “Бони”.

Вальтер Файльхенфельдт сделал Ремарка крестным отцом своего сына - Вальтера Мишеля Мария. Сегодня Вальтер Файльхенфельдт известный эксперт по творчеству ван Гога и Сезанна.

С приходом нацистской власти, книги Ремарка были запрещены и впоследствии сожжены. Лишившись гражданства писатель уехал в Америку. Его друг Файльхенфельдт также был лишен гражданства и скитался по Европе в дальнейшем. Двух друзей разлучит война, однако они будут продолжать общаться через письма.

Коллекция Ремарка состояла из 150 произведений, причем 18 из них это акварели Поля Сезанна. Самыми первыми работами в коллекции стали знаменитые виды горы Сен-Виктуар (в основном это были акварели мастера). В 1939 году, с помощью Файльхенфельдта Ремарк покупает полотно Сезанна для своей коллекции - “На равнинах Бельвю”, причем арт-дилер присовокупил к покупке еще и акварель “Два черепа” (которую в шутку называл двойным портретом).

Все мы помним что между Ремарком и Марлен Дитрих был роман, актриса стала буквально наваждением для писателя. Страсть и сложность их взаимоотношений запечатлена в романе “Триумфальная арка”, а ревность актрисы к коллекции искусства писателя заключалась в многочисленных просьбах подарить ей работы особо любимого для Ремарка Сезанна. В знак любви к Марлен он преподносил Пуме (прозвище данное Ремарком актрисе) рисунки Коро, Сезанна и Делакруа.

В 1952 году был основан Мемориальный Комитет Сезанна, который выкупил студию художника в Экс-ан-Провансе и создал на ее базе музей. Эрих Мария Ремарк стал одним из спонсором этого проекта.

Одно из сокровищ коллекции Ремарка это работа Винсента ван Гога “Железнодорожный переезд в Арле”. Писатель приобрел это полотно у актрисы Тилле Дюрье, отдав за него весь гонорар, который он получил за серию рассказов. Полотно ван Гога стало одним из самых любителей Ремарка, он будет брать его при каждом переезде, сначала из виллы в Швейцарии в Лос-Анджелес, потом, после разрыва с Марлен в Беверли-Хиллз, дальше в Нью-Йорк и до конца она будет его верным спутником в каждом доме.

Винсент ван Гог, «Железнодорожный мост на авеню Монмажур», 1888
Винсент ван Гог, «Железнодорожный мост на авеню Монмажур», 1888

Переехав в Америку, Эрих Ремарк начинает сотрудничество с арт-дилером Сэмом Зальцем, который в то время только открыл свою галерею в Лос-Анджелесе. Зальц разыскивает для своего клиента работы Сезанна и открывает для него таких художников как Анри Тулуз-Лотрек, Мориса Утрилло, Пабло Пикассо и Камиля Писсарро.

Поначалу, коллекция для Ремарка была исключительно личной, каждая работа приносила радость и даже скрашивала одиночество на чужбине после эмиграции, увидеть которую могли только друзья. К 1941 году писатель меняет свое отношение к собранию, он решает показать его публике - теперь он передает работ отдельных художников на выставки. Знакомство с директором городского музея в Лос-Анджелесе Ролландом МакКинни позволило провести публичную выставку работ из личного собрания Ремарка (выставка “Коллекция Э.М. Ремарка, ноябрь-июль 1942 года). После переезда в Нью-Йорк собрание писателя пополняется новыми приобретениями, он становится заметной фигурой на арт-сцене того времени, начинает сотрудничество с Музеем Метрополитен, Цюрихским художественным музеем и многими галереями.

“В первый раз придя в музей, я боялся, что во мне всколыхнется что-то более сильное, однако теперь я знал, что Метрополитен лишь снова погружает меня в ту же защитную тишину.” - фрагмент из романа Ремарка “Тени в раю” о Музее Метрополитен.

После окончания Второй Мировой войны, Ремарк вернулся на свою виллу “Каса Монте Табор” в Швейцарии, но уже не один, а со второй женой - актрисой Полетт Годдар. Это будет брак полный любви не только между супругами, но и к искусству, Полетт облада своей коллекцией искусства, куда входила антикварная мебель, декоративно-прикладное искусство древнего Египта, Азии и особое место в ней занимали роскошные ювелирные украшения. Среди живописных предпочтений леди Годдар также делала акцент на модернистском искусстве. Диего Ривера создал портрет актрисы в 1940-1941 годах.

С 1957 года Ремарк постепенно отдает работы Сезанна из своего собрания в Музей Цюриха, и продает полотно мастера “На равнинах Бельвью” (1965), оставив памятный подарок своего умершего к тому времени друга Файльхена, акварель “Два черепа”. После смерти Ремарка его коллекция искусства постепенно была распродана на аукционах.

"Полотна импрессионистов снова подарили мне Париж и пейзажи Франции. Главным в них были пейзажи, где люди появлялись лишь для разнообразия, для оживления. Эти виды светились, они не кричали... Ты видел в них лето, и зиму, и осень - и вневременье, вечность…” - фрагмент из романа “Земля обетованная” Ремарка.