Фильм «СЕРЕЖА» режиссеры Г. Данелия, И. Таланкин 1960г. Снят по мотивам повести В. Пановой « Несколько дней из жизни очень маленького мальчика».
В главных ролях: С. Бондарчук – Коростелев, И. Скобцева Мама Сережи, Б. Бархатов – Сережа.
Казалось бы, в ситуации «мама вышла замуж» антипатию должен вызывать отчим ребенка. Но не Коростелев вызывал у меня слезы, как и у Сережи.
Я всеми фибрами своей детской души (а потом и не детской) ненавидела его маму. Ирине Скобцевой удалось создать образ женщины, скажем так, «умеренно любящей сына».
Неприязнь вызывает не замужество Марьяны и появление отчима. Времена были трудные, красивая женщина, вдова прекрасно сделала, что вышла замуж за хорошего и доброго человека. Коростелев ко всему еще и ответственный работник, Марьяна очень удачно нашла мужа, родила второго ребенка. И все бы ничего, но Сережа постепенно отодвигался ею на второй план.
Мама не защитила сына даже в ситуации с поддельной конфетой.
Было бы более понятно, если бы Марьяна растила детей одна, но ей помогали родственники. Тетка присматривала за Сережей даже больше, чем мама, особенно после рождения брата.
Что слышал Сережа от мамы? «Не подходи! Не трогай! Можешь заразить!»
Тогда он не был болен, и маленькая обида уже росла у мальчика. При появлении второго ребенка обычно стараются предотвратить ревность старшего. Это сделал Коростелев. Он мягко объяснил «на равных», что мальчик еще маленький, когда подрастет, можно будет с ним дружить.
То есть душевного тепла я видела у Коростелева больше, чем у Марьяны. Он не пытался играть хорошего папу, просто принял Сережу, как своего сына. И переживал за него, как за родного.
И уже совсем отвратительно повела себя Марьяна перед отъездом в Холмогоры. Один ребенок болен, второй – младенец еще. Что делает мама? Уезжает с мужем и младенцем, оставив Сережу на родственников.
Она видела переживания мальчика, но вела себя крайне жестоко. Даже Коростелев обращал на это внимание. К нему, а не к маме прибегал Сережа ночью, плакал и умолял взять его с собой в Холмогоры.
А Отчим плакал вместе с ним – он жалел приемного сына больше, чем его родная мать. К маме Сережа уже не подходил – он понимал, что это бесполезно.
Везти Сережу с собой было опасно. Но не менее опасно тащить в незнакомое место грудного ребенка.
Не расставание с Сережей волновало Марьяну, а расставание с мужем. Перспективного и интересного Коростелева она не могла оставить одного – уведут!
А Сережу оставляла спокойно, объясняя, что весной, или летом, за ним приедут. То есть приедут когда-нибудь.
Марьяна не выбрала наиболее щадящий для детей вариант – остаться с ними, а весной уехать к мужу с уже здоровыми и окрепшими детьми.
Причину, по которой она так поступила, я уже приводила. Другой причины не вижу. Ну, разве что побыть с мужем, чтобы Сережа не слишком мешал.
Счастье Сережи в том, что ему достался такой прекрасный отец, именно отец, а не отчим – Коростелев. У него не выдержало сердце от вида детской фигурки в снегу. Сережа дал слово не плакать и не плакал, просто стоял и смотрел, как отъезжает машина.
Понимая, что потом будут и слезы и детская обида, да просто понимая и жалея мальчика, Коростелев принимает решение взять его с собой.
Столько лет прошло, а я до сих пор благодарна Коростелеву.
Автор всегда рада читателям, комментариям, лайкам, подписке.