ИА FederalCity продолжает серию интервью с нашими соотечественниками, переживающими пандемию коронавируса за рубежом. Учитель истории, сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов, ныне живущий во Франции, ответил на вопросы ИА FederalCity о своих впечатлениях и наблюдениях над жизнью парижан и Франции во время эпидемии коронавируса.
– Что изменилось в жизни столицы Франции из-за эпидемии коронавируса?
– Франция оказалась одной из наиболее затронутых вирусом стран, поэтому отношение к нему серьезное. С 16 марта в стране введен карантин. Выходить из дома можно только по одной из шести причин: работа (если она не может быть переведена в дистанционную форму), необходимые покупки в ближайшем магазине или аптеке, экстренное посещение медицинского учреждения (плановое лечение заморожено до конца карантина)…
Также разрешено один час в день заниматься спортом на открытом воздухе утром или вечером, при условии, что не удаляешься от дома больше чем на километр. Можно посещать нуждающихся в уходе родственников или совершать необходимые юридические процедуры. Впрочем, власти стараются уменьшить эти процедуры. Например, на три месяца продлено действие истекающих во время карантина документов.
На контроль за соблюдением карантина мобилизованы 100 тысяч полицейских. Действительно пройти или проехать по городу и не наткнуться на полицейский патруль довольно сложно. Проверяют наличие справки, где каждый должен сам себе написать цель и время передвижения. Первый штраф в случае нарушения 135 евро, второй – 200, в третий раз возможно возбуждение уголовного дела. При этом устраивать тотальные проверки в метро никому не приходит в голову. Все точечно.
– Каковы твои впечатления от происходящего?
– Не буду скрывать, есть страх заразиться. Вероятно, это нормальная человеческая реакция на сообщения о муках, которым подвергаются больные. Смертность во Франции официально 15 процентов от выявленных больных (при условии конечно, что выявлены все), но большая часть тех, кто переболел и не умер, получают серьезные проблемы с легкими. Стараюсь соблюдать требования карантина. Не выходить из дома без необходимости, дезинфицировать руки после похода в магазин, носить маску в публичных местах. Но полностью изолироваться нет возможности. Я работаю на почте, эта организация продолжает работать, правда сократили количество рабочих дней.
– Как переносят невзгоды парижане и французы? Как отреагировало общество и государство – здравоохранение, социальная защита – на бедствие? Сплотила или разделила эпидемия страну, девиз которой "Свобода. Равенство. Братство"?
– Французы вообще имеют репутацию вечных бунтарей и любят покритиковать свои власти за действительные или мнимые прегрешения. Эпидемия коронавируса не исключение.
С одной стороны, согласно опросам, рейтинг президента и премьера вырос. Но так бывает всегда и во время войн и эпидемий. Часть нации начинает больше уповать на власть и оказывать ей доверие. Но одновременно растет критика: за политику сокращения больничных коек, которую – надо признать – проводил не только Макрон, но и его предшественники, за нехватку масок и других средств защиты, за шапкозакидательские настроения и заявления в начале эпидемии.
Безусловными героями для всех без исключения французов являются медики, которые рискуют своим здоровьем и работают на износ. В честь них, а также всех тех, кто продолжает работать в условиях риска, чтобы обеспечить жизнедеятельность страны, каждый день аплодируют с балконов. При этом сами медики тоже критикуют правительство. До эпидемии они полгода бастовали, протестуя против закрытия больниц, низких зарплат и нехватки кадров.
Но горизонтальная взаимовыручка действует. Даже в русских группах сейчас идет сбор средств для помощи соотечественникам во Франции, оказавшимся в сложной ситуации.
– Можешь привести какой-нибудь характерный эпизод из жизни Парижа в эти дни?
– В связи с тем, что, согласно распоряжению правительства, выйти из дома можно либо для выгуливания собак, либо для занятий спортом, есть ощущение, что в Париже теперь каждый первый – собачник, а каждый второй – физкультурник. Власти недавно изменили правила – бегать теперь можно только до 10 утра или после 19 вечера.
– Есть заболевшие среди знакомых? Не называя имен – как они перенесли или переносят болезнь, где и как их лечат?
– Да, есть несколько знакомых, которые сообщили, что они переболели. Один – освобожденный работник крупного профсоюза, вынужден был общаться с большим количеством людей и где-то заразился. Вторая – русская девушка подхватила вирус в начале эпидемии на вечере в музыкальном клубе. Оба говорят, что было сложно добиться тестирования, да и лечения никакого особого им не предложили, так как до критических состояний не дошло. Действительно, в больницы берут только тяжелых, остальных наблюдают дистанционно. По уверению премьера и министра здравоохранения, сейчас во Франции есть необходимый запас мест в реанимации и аппаратов искусственной вентиляции легких.
– Вопрос как к отцу и учителю – как сейчас учатся (и учатся ли) французские / парижские школьники? У нас многие стонут и мучаются от дистанционного обучения – и учителя, и родители, и дети…
– Школы перешли на дистанционное обучение в начале марта. Моя дочь учится в начальной школе, ей девять лет, в России это уровень третьего класса. Обычно она учится пять дней в неделю, занятия начинаются в 8.30, заканчиваются в 16.30. В это время, кроме уроков, включаются две большие перемены (одна из них для обеда) и разнообразные кружки.
Сейчас она получает задания по электронной почте и также отправляет их для проверки учителю. Тратит приблизительно два - три часа в день. Дистанционных уроков онлайн у нее нет. Также она посещает дистанционные уроки, два - три в день, в российской частной школе в Петербурге. Такая возможность появилась потому что российские школы тоже перешли в дистанционный формат. Раньше я сам занимался с ней русским языком после школы.
Конечно, ребенку очень не хватает живого общения с учителем и одноклассниками. Ждет окончания карантина.
Мое мнение как учителя о дистанционном образовании таково: нельзя механически заменить все оффлайн-уроки их онлайн-аналогами. Учиться дистанционно, находясь несколько часов у монитора, многим детям тяжело (да и неполезно). Поэтому стоит больше ориентировать детей на самостоятельную работу, используя общение через монитор лишь в тех случаях, когда это оправдано методически. Например, для групповой дискуссии по какой-то теме. Эпидемия и карантин – сами по себе большой стресс и для взрослых, и для детей. Мне кажется, школа должна это учитывать.
Читать статью на сайте ИА FederalCity
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.