Привет, друзья. Расскажу, как мы прощались с моей свекровью, которой не стало на этой неделе. Из-за карантина сейчас все проходит не так, как обычно. Пандемия коронавируса внесла много корректив в жизнь итальянцев. Похороны запрещены и отпевания в церкви тоже. Вообще, никаких гостей и никаких собраний. Поэтому попрощаться привычным образом было невозможно.
Свекровь ушла из-за продолжительной болезни, коронавирус тут не причем. У нее была неизлечимая форма рака легких, которая за 1,5 года забрала у нас эту невероятную женщину. О ее жизни до болезни у меня есть статья - Распорядок дня моей итальянской свекрови. Последние ее месяцы прошли дома, в привычных и комфортных условиях. Муж и свекр не отходили от кровати, держали за руку, гладили по голове, говорили добрые слова.
Люди, которые уходят из жизни во время карантина в больнице, лишены всего этого. Посещение запрещено. Всех больных, и с коронавирусом, и без него. Умершего сразу упаковывают в мешок и хоронят, либо кремируют, вещи личные родным не отдают. В его одежду не одевают, могут максимум в гроб ее положить.
Сразу после кончины нужно было вызвать семейного врача и представителя похоронного бюро. Если бы это произошло ночью - то вместо врача мы бы вызвали представителя гвардия медика для констатации факта и выписки свидетельства. Сейчас из-за эпидемии всем умершим делают тест на коронавирус. В нашем случае его не делали, потому что о болезни было давно известно, мы уже полтора месяца соблюдаем карантин и это было лишним.
Семейный врач пришел через полчаса после ухода свекрови и выписал свидетельство о смерти. Сотрудница ритуальных услуг приехала ещё раньше и работала со свекром - объясняла процедуры, уточняла информацию по телефону и готовила документы. Они обе были в масках и перчатках. Соблюдали дистанцию не меньше метра. Доктор знаком с нашей семьёй очень много лет. Она принесла соболезнования на словах, и извинилась, что не может нас обнять - инструкции на карантине запрещают.
Работники бюро в черной строгой форме привезли все необходимое - гроб, металлическую стойку с крестом и двумя электронными свечами, подставки и раздвижную гармошку на колесиках для перемещения гроба. На заборе повесили ритуальную вывеску, во дворе поставили столик, накрытый сине-серой скатертью. На нем - подставка из прозрачного пластика, в которую вложили лист с напечатанными именем, фамилией и датами жизни свекрови и поминальные книжки "in memoria". Каждый, кто заходил попрощаться, мог оставить в них запись. Из-за строгих ограничений и запрета на перемещение в книжке расписались всего несколько соседей. Они заходили в масках и перчатках во двор, расписывались, выражали свои соболезнования, не заходя в дом - запрещено.
Свекровь ушла около полудня 23 апреля, а похороны будут только 29 числа, из-за очереди в крематорий. Записав данные мамы мужа и имена скорбящих членов семьи, владелица бюро отправилась заниматься организацией. Мы отправили ей выбранное фото для манифеста (плакат формата А2 с объявлением, что человек ушел из жизни). Примерно через часа полтора привезли манифест. Один наклеили перед нашим домом, остальные - по району. Все имена родных в манифесте были написаны с ошибками, но мы не стали его переделывать, не до того было. Главное было правильно - красивая и узнаваемая фотография свекрови, ее имя, фамилии (своя и по мужу), даты жизни.
Мы прощались со свекровью в узком семейном кругу. Родные, даже живущие недалеко, прийти не смогли из-за карантина. Тем более не смог прилететь брат мужа, который живёт в Ломбардии. Бедные родственники звонили целый день, плакали от горя и от того, что не могут присутствовать. Свекровь была очень набожна, но священник тоже не пришел на дом из-за ограничений. Он проведет церемонию в часовенке на кладбище в среду, во время похорон.
Утром следующего дня, подписав все необходимые бумаги в коммуне, приехала владелица бюро. После нее подоспели вчерашние работники. И около 11 утра завинтили и вынесли гроб. Соседи и родственники, живущие по соседству вышли на балконы и на улицу возле своих домов. В тот момент, когда свекровь покидала дом навсегда, соседи захлопали в ладоши, засвистели и закричали - "Чао, Розалия!" Люди не подходили к нашему дому и машинам. Они стояли в масках на расстоянии, каждый у своей калитки, плакали, хлопали. Это было единственное, что они смогли сделать, чтобы попрощаться со своей подругой. Было очень трогательно...
После этого машины ритуальных услуг уехали в морг и люди разошлись. А над нашим кварталом стал летать вертолет. Думаю, что кто-то из добрых соседей позвонил куда нужно, что люди вышли на улицу. Или карабинеры увидели манифест и решили проконтролировать - вдруг кто приедет на машине, или пойдет нас поддержать. Денег в бюджете нет, а тут возможность выписать несколько крупных штрафов.
Но поминок не было. Родные заказали еду из ресторана и мы пообедали нашей маленькой семьёй - свекр, муж, я и дети. Вот так и прошло прощание с моей итальянской свекровью. После того, как снимут карантин, мы сможем заказать мессу в храме и собраться всей семьёй, чтобы ее помянуть. А пока это все, что было возможно сделать.