Найти тему
Изучаю людей

Нужен ли ребенку логопед - как определить самостоятельно

На карантине эта информация, думаю, будет актуальна - как определить, правильно ли ребенок произносит звуки, необходимо ли начинать заниматься с логопедом?

Для начала пройдемся по возрастам. Ведь и в год, и в два ребенку произносить Р вовсе не обязательно 🙂 Что же обязательно - так называемые звуки раннего онтогенеза. Это согласные Б, В, Г, Д, К, М, Н, П, Т, Ф, Х. Этих звуков малышу вполне достаточно, чтобы выразить свои мысли и сообщать о потребностях. Мямя, моти, тям батяя тябакааа!!! Плюс глаза на поллица и на мордашке удивление вперемешку с ужасом - вот так собака! Мама прекрасно все поняла, да и не мама, в общем, тоже. Норма.

Вот это вот мямя - тоже норма. Дети до трёх лет, иногда до четырех произносят звуки смягченно. Это обусловлено специфическим младенческим тонусом языка, который потом в норме должен измениться. Кстати о тонусе. Измениться ему могут помешать внешние факторы. Ребенок, до 3-4 лет сосущий соску и бутылку, будет смягчать звуки и в пять, и в шесть. А ещё, возможно и "гэкать". Мямя, мохи, кам бохая хобака! Уже гораздо менее понятно, правда? А, тем не менее, к логопеду приходят и шестилетние дети, говорящие подобным образом. И чаще всего, когда начинаешь расспрашивать - была соска. Долго была. Исправлять такую речь тоже долго. Год, если повезёт. Чаще два.

Если ребенок даже в два года заменяет большинство звуков, а том числе и звуки раннего онтогенеза на к,г,х - повод насторожиться. Возможно, сходить на консультацию к специалисту. И срочно избавиться от соски.

А вот длина уздечки нам тут не помеха. Никакая длина подъязычной складки не может воспрепятствовать ребенку произносить звуки раннего онтогенеза. А значит - и говорить в принципе. Если ребенок не говорит, или говорит слишком мало - причина точно не в ней.

Поехали дальше. С трёх до четырех лет в речи появляются свистящие звуки, постепенно уходит смягчение. Речь становится примерно такой: Мама, смотли, там больсая собака! Звук Л уже тоже может появиться в речи. Может появиться пока только мягкий - Ль. Или наоборот, только твердый, а мягкий появится попозже. Тогда родители обычно говорят - он Л то произносит, то нет. На самом деле он всегда произносит звук. Либо Л, либо ЛЬ. Ведь это буква одна, а звуки артикуляционно разные. Поэтому и бывают в речи одновременно уопата и лягушка. Потому что два разных звука, одним из которых малыш ещё не овладел.

Шипящие звуки в этом возрасте в норме заменяются на свистящие (если ещё не появились), Р - на Л, В, Й. Л тоже может заменяться на В или Й. Замена Л на В, кстати, довольно коварная. Это мимолётное округление губ - вопата, вак - на Л похоже. Огромное количество детей приходит и в школу с таким звукопроизношением. Не слышат разницу сами, не слышат родители, не расслышал логопед. И вроде бы ну в чем проблема, если произношение воспринимается как изюминка в речи - ан нет, проблема есть. Ребенок и писать начинает, не видя разницы. Вопата и лоробей. И искренне не понимает, что не так. Поэтому за полгодика перед школой грамотному логопеду показаться бы. Чтобы успеть поправить даже трудноуловимое. Это, кстати, и онлайн вполне возможно. Опытное ухо услышит.

Дальше - с 4 до 5. Шипящие на месте, Л на месте. Р - у кого как. Мама, смотли, там большая собака! Если Р заменяется на Л или Й, если просто пропускается в речи - можно к логопеду не бежать. Успеете. После пяти, возможно даже ближе к шести сам появится. Если же Р "французский" - горловой, то лучше начать заниматься с логопедом уже в 4 или в 5. Потому что тут такая же штука, что и с парой Л-В. Ребенку кажется, что он говорит Р. И помимо собственно постановки звука надо ещё его научить слышать разницу, и убедить, что этот звук - не Р.

А это иногда бывает и психотравмой. Разумные амбициозные мальчишки в шесть лет часто абсолютно не готовы принять идею о том, что столько лет были в чем-то неправы. А Р, в отличие от других звуков, ставить долго и нудно. И начинается бунт. Чтобы этого не допустить - как услышали Францию в речи, идите к логопеду сразу, пока не закрепилось.

Пять и далее - все звуки на месте. Если Р не горловой - можно ждать. Не появился сам - не поздно начать заниматься с логопедом и в шесть. Успеете до семи.

Но это я вам все рассказала про норму. Про нормальные, физиологические замены звуков на более простые, более ранние. А есть ещё и искажения. И это - отдельная история. О ней в следующий раз.