Сегодня начнет действовать новый график возвращения на родину россиян, застрявших за границей из-за введенных государствами мира противоэпидемиологических ограничений. После того как процесс вывоза возобновится, буря в стакане воды, возникшая из-за объявленной приостановки, окончательно утихнет.
Пятничная новость о полном прекращении Россией международного авиасообщения, которое в последнее время представляло собой почти исключительно вывозные рейсы, вызвала серьезный резонанс и неоднозначную общественную реакцию.
Возмущенные голоса звучали громче других. Они обвиняли государство, что оно бросило своих граждан на произвол судьбы, в том числе в местах, где им может грозить опасность. Эпидемия спровоцировала всплеск ксенофобии во многих странах — местное население винит иностранцев в завозе заболевания. Отмечены даже случаи нападений на чужаков, в частности в Индии.
Контраргументы в поддержку действий властей по преимуществу игнорировались. А таковые были — и серьезные.
Во-первых, сразу заявили, что речь идет только о приостановке, то есть сугубо временной мере. Правда, первоначально действительно не было уточнено, насколько затянется это "временно", так что формулировку можно было интерпретировать как угодно, в том числе как "до конца эпидемии".
Во-вторых, государство взяло на себя обязательства по организации пребывания граждан, ожидающих вывоза. На эти цели правительство выделило МИД 500 миллионов рублей. Мера весьма актуальная, поскольку многие застряли за рубежом, не имея средств, сверх запланированных, например на турпоездку.
В-третьих — и это главное — государство всегда обязано соизмерять свои действия с интересами большинства, а тут они вступили в отчетливое противоречие с интересами тех, кто в данный момент ждет возвращения на родину.
Дело в том, что многие из них уже проявили вопиющую безответственность. Одни — постоянно проживающие за границей — все надеялись, что пронесет, и досидели до момента, когда им оказалась нужна экстренная эвакуация. Другие и вовсе отправлялись из России на отдых в марте (вплоть до 20-х чисел!), когда в мире уже полыхала эпидемия, а государства одно за другим закрывали границы. О чем и каким местом думали все эти люди, можно только догадываться.
Более того, опыт их предшественников также не внушает оптимизма. Чуть ли не с каждого вывозного рейса были "бегунки", отказывавшиеся соблюдать карантинные меры. Ежедневно приходили новости, что полиция ищет и возвращает для изоляции в обсерваторы очередных несознательных граждан. Из недавнего: во Владивостоке отлавливали аж 12 (из 170) человек, прилетевших из Таиланда.
А ведь каждый подобный случай ставит под угрозу здоровье и жизнь множества людей и в целом подрывает введенный в стране строгий режим подавления эпидемии, за который приходится дорого платить и национальной экономике, и обществу.
Именно поэтому еще в конце марта Россия ограничила количество ежедневно принимаемых из-за рубежа пассажиров — чтобы просто гарантированно обеспечить соблюдение требований прибывающими: не более 500 человек в Шереметьево и не более 200 — в аэропорты других городов.
Как бы то ни было, спустя сутки после информации о прекращении авиасообщения выступила Татьяна Голикова — и ее слова действительно многое разъяснили.
Главная новость, без сомнения: вывоз россиян приостановлен всего на несколько дней, а не на недели и месяцы, как боялись некоторые. "Временный тайм-аут — это два дня, суббота и воскресенье", — уточнила вице-премьер.
Проживающая в Италии россиянка Виктория Киселева рассказала "Российской газете", как проводит время в жестком карантине, введенном в стране 9 марта.
"С этого дня выходить на улицу можно только за продуктами, в аптеку и на работу. Еще дома нужно заполнить документ, в котором указана цель твоего передвижения по улице и точный маршрут. Если тебя остановит патруль и окажется, что ты идешь не туда, куда заявил, то тебя оштрафуют на сумму от трехсот до четырех тысяч евро. В супермаркет я обязательно надеваю маску и одноразовые перчатки и стараюсь набрать продуктов сразу на неделю-две", — сказала Виктория.
По ее словам, медицинских масок не хватает, поэтому многие шьют их сами из марли, используя в качестве вкладыша детские гигиенические салфетки. После использования вкладыш выбрасывается, а марлевая маска кипятится и отпаривается.
"Был момент, когда мы совершенно потеряли счет времени, путали день с ночью, ходили в пижамах. Сейчас уже все понимают, что нужно придерживаться определенного распорядка дня и найти себе занятия, которые отвлекают и успокаивают", — призналась Виктория.
Она добавила, что местные жители поначалу не понимали всю серьезность ситуации: итальянцам с их темпераментом сложно усидеть дома и отказаться от общения. Среди них было и много пожилых людей, они гуляли, посещали бары и обнимались при встрече. По словам россиянки, стало страшно тогда, "когда стали умирать соседи, а число погибших по всей стране — расти в геометрической прогрессии".
"Поэтому я призываю всех своих друзей и в России, и в других странах поверить, что угроза реальна, и постараться сделать все, чтобы спасти себя, своих близких и всех вокруг <...> Угрозу нельзя недооценивать. Мы недооценили — потеряли время и людей", — резюмировала Виктория.
Италия занимает первое место в Европе по распространению COVID-19 и находится на втором месте в мире после США. По последним данным, на Апеннинах зафиксировано более 124 тысяч случаев заражения новым коронавирусом, число жертв превысило 15 тысяч